Курсовая работа: Особенности сенсомоторной координации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Введение
В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного и сенсомоторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-моторной координации) отмечается именно в возрасте 7–11 лет. Это имеет большое значение и для общего психического развития ребенка, поскольку движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности (И.М. Сеченов), оказывают взаимное обратное влияние на развитие структур головного мозга.
Развитие моторики играет важную роль в процессе овладения учебными навыками, прежде всего письмом. Оно является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.
Практика показывает, что современные дети 6–7 лет нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Это проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, в плохой координации движений при беге, прыжках, общей двигательной неловкости и неуклюжести.
Сегодня большое значение имеет исследование сенсомоторной координации школьников с общим недоразвитием речи. Развитию моторики детей следует уделять особое внимание. Необходимо это не только первоклассникам, осваивающим сложнейший навык письма, но и всем учащимся начальных классов, поскольку, как отмечалось выше, развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития. [5, с. 5] Этим и обусловлена актуальность выбранной темы .
Цель исследования: изучение особенностей сенсомоторной координации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и разработка рекомендаций по развитию сенсомоторной координации.
Объект исследования: сенсомоторная координация.
Предмет исследования: особенности сенсомоторной координации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с выделенным объектом, предметом и целью исследования в работе выделяются следующие задачи:
1.Изучить физиологические основы сенсомоторики и сенсомоторные процессы.
2.Изучить особенности сенсомоторной координации у детей с ОНР.
3.Провести теоретический анализ особенностей сенсомоторной координации у детей с ОНР.
4.Экспериментально обосновать особенности сенсомоторной координации у детей младшего школьного возраста с ОНР.
5.Разработать рекомендации по развитию сенсомоторной координации.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что у детей с ОНР недостаточная координация пальцев рук и низкий уровень развития сенсомоторной функции.
В работе использовались следующие методы исследования:
1.Изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по данной теме.
2.Констатирующий эксперимент, включающий методики И.В. Дубровиной «Срисовывание образцов», «Домик», «Квадрат и круг».
3.Метод количественно-качественной обработки полученных исследовательских данных.
Методологическую основу составляют работы М.М. Кольцовой «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка» (1973); О.И. Крупенчук «Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам» (2004); работы И.М. Сеченова, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина.
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования в работе психологов, логопедов, а также в профессиональной деятельности учителей младших классов.
Этапы исследования:
1.Предварительный. Сбор специальной научной литературы, ее анализ. Январь-февраль 2007 г.
2.Основной. Разработка и проведение экспериментальной серии мероприятий. Март 2007 г.
3.Заключительный. Обобщение, анализ полученных результатов; формирование выводов. Апрель-май 2007 г.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы (23) и приложения.
1. Теоретический анализ сенсомоторных функций
1.1 Физиологические основы сенсомоторики
Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В качестве основного сенсомоторного механизма выступает рефлекторное кольцо. [1]
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--