Курсовая работа: Особенности цивилизации Древнего Рима
История Древнего Рима, как государственного образования, обусловлена благоприятным географическим и климатическим положением. Прежде всего надо отметить расположение Апеннинского полуострова. Он разделил Средиземное море на западную и восточную часть. Вдоль полуострова тянутся горы Апеннины, на севере и юге примыкая к западной части побережья, в сред ней части - к восточной.
Принято условное разделение территории Италии на три части: Южная объединяет провинции Апулия Базиликата, Калабрия и о. Сицилия; Средняя включает Этрурию (совр. Тоскана), Лаций, Кампанию; Северная часть - это материковые земли. Собственно Италией греческая традиция называла лишь юг Апеннинского полуострова, пока в III в. до н.э. это название не присвоили всему полуострову. Средиземное море, омывающее берега Апеннинского полуострова также разделено, С запада полуостров омывается Лигурийским и Тирренскими морями, с юга - Ионическим. На востоке расположено Адриатическое море.
Климатические условия благоприятны. Мягкий и теплый климат на протяжении всей территории переходит в жаркий на юге. Сравнительная характеристика плодородных земель свидетельствует о большей территории таких земель, чем в тогдашней Греции. И безусловно, уступает условиям плодороднейшего Двуречья. Количество осадков более всего перепадает на север Италии, долину р. По и среднюю часть. Плодородием отличались земли по побережью. Нововведения хозяйственной жизни, такие как создание системы сточных каналов, помогло преодолеть заболоченность земель и включить большую часть таких земель в комплекс продуктивного земледелия.
И климатические и географические данные объясняют причины заселения Италии еще во времена палеолита и неолита. Известна здесь и энеолитичсская культура (до П тыс. до н. э.) в южной части. На севере и юге обитали носители богатой культуры, знавшие бронзу и селившиеся террамарами, поселениями свайного типа.
Традиционными полезными ископаемыми древней Италии были породы строительного камня, в том числе и мрамор, глина для изготовления гончарных изделий. Этрурия была местом добычи металлических руд, в основном меди и железа.
Таких важных хозяйственно-экономических условий как субтропический климат и связанных с ним богатых плодородных земель, разнообразного животного и растительного мира было недостаточно для формирования развитой системы земледелия как условия для перехода к товарному типу хозяйства. Это отставание сказывалось и на дороговизне необходимых сельскохозяйственных орудий труда и привело к более позднему складыванию классовых обществ в сравнении с другими очагами цивилизаций. На рубеже II и I тысячелетий до н.э., с успешным освоением железных сельскохозяйственных орудий наступает железный век. Это кардинально влияет на развитие этнической картины расселения племен по всему Апеннинскому полуострову. Пути миграции пролегали через Альпы и Адриатическое море.
Индоевропейские племена италиков селились периодически по всему Апеннинскому полуострову. К италикам относились латины (область Лаций), оски (область Кампания) и умбры (область Умбрия в Средней Италии). К италикам примыкали саббельские племена в верхней части бассейна р. Тибр. Группа этих племен включала и сабилян, которые, ассимилировав осков, составляли этническое образование салепитов. Проникновение этих племен в Италию относят к 1 тысячелетию до н. э. и напоминают они племена из ареала унетицкой культуры эпохи бронзы.
Этническую карту Италии составили также иллирийские племена (япиги в Апулии, венеты в восточной части Северной Италии и др.). Гипотетичны представления о древнейшем населении Апеннинского полуострова. К этой, древнейшей ветви относят лигуров в западной части Северной Италии, сиканов в Сицилии и сикулов (легендарных “шакалаша” из египетских источников). Последние, видимо, составляли коренное население Южной Италии.
Научно не обоснована еще этническая принадлежность племен, которых латинская традиция называет этрусками (тусками). Область их проживания называлась Этрурией и располагалась в Тоскане (севере запад Апеннинского по луострова). Одна из гипотез о происхождении этрусков свидетельствует, что это выходцы с Востока. Временем их возвышения и могущества в Средней и Северной Италии называют VII - VI вв. до н. э.
Италийские племена несли с собой язык, относящийся к индоевропейской семье. Венеты, возможно говорили на языке, близком латинскому. Пеласги (так греки называли пегреческос население восточной части Средиземноморья) имели язык, близкий фракийскому. Иллирийцы также говорили на индоевропейском языке.
2. Исторические предпосылки возникновения и развития государства в Древнем Риме
Античные историки считали, что города создаются или героями, или 6oгами. Согласно легенде, Рим был основан Ромулом в 753 г. до н. э. Этот миф, однако, соответствует реальным историческим событиям: первые поселения на холме Палатин возникли именно в это время. Поначалу это были скромные хижины. Столетие спустя, когда Этруия была в апогее своего развития, Рим воспользовался ее влиянием и утвердился как могущественный город. С самого рождения братьям-близнецам Ромулу и Рему была предначертана сплавная судьба: они ведь были потомками Энея, сыновьями бога войны Марса и весталки Реи Сильвии, дочери Нумитора, царя города Альбы. Но младший брат Нумитора, Амулий, отнял власть у старшего брата и избавился от близнецов. Он при казал положить их в корзину и бросить в воды Тибра. Ромул и Рем не утонули, а корзину вынесло к отмели у подножия горы Палатин. Там их крик услышала волчица - животное, преданное Марсу. Она накормила мальчиков своим молоком, а вскоре некий пастух подобрал их. Возмужав, братья вернули трон Нумитору, а затем решили заложить новый город и с ожесточением стали оспаривать друг у друга право считаться его основателем. Предзнаменования указали на Ромула. Он назвал новый город в свою честь Римом и убил Рема за то, что тот пересек священную границу будущего города, вспаханную плугом.
Ромул, основатель города, принимал к себе всех - бродяг, разбойников, изгоев - в память о том, что он и сам когда-то скитался. Город разрастался, могущество его крепло. Необходимо было обеспечить его будущее... Римляне не раз прибегали к хитростям: об этом говорит и эпизод похищения сабинянок, из-за чего началась война между двумя народами. Ромул одержал победу, убив на поединке вражеского царя Акрона. С тех пор римляне и сабиняне составили единый народ. В 715 г. до н.э. Ромул исчез: внезапно налетевший смерч вознес царя на небо, где он стал богом Квирином, покорителем землепашцев.
Позже римляне соглашались с тем, что это всего лишь легенда. Они и сами понимали, что смертные не рождаются от бога, а история с волчицей - просто выдумка. Но людям нравилась красивая легенда об основателе их города, и они запечатлели ее в многочисленных надписях и про изведениях искусства. Легенда также гласит, что предком римского народа был троянский герой Эней, который покинул свой город, разрушен- ный греками. После долгого и опасного плавания по Среди- земному морю Эней со своими спутниками вступил на землю Лациума. Взяв в жены дочь царя Лати на Лавинию, он основал город Лавиний. Сын Энея Асканий основал еще один город - Альбу, где столетие спустя родились Ромул и Рем.
При всей своей легендарности история основания Рима достаточно типична. Примерно такие же мифы существуют и у других народов: чудом спасшиеся из водной пучины наследники трона; вскормленные волчицей дети; враждующие между собой братья...
В этом рассказе есть и доля истины. На горе Палатин - именно там, где Ромул вспахал линию будущих городских укреплений, во время археологических раскопок удалось обнаружить остатки хижин, построенных между 800 и 700 гг. до н.э. Это значит, что люди обосновались здесь еще в те времена, когда Рим был всего лишь маленькой деревушкой.
Новые поселения появлялись на окрестных холмах. Их население крестьяне - занималось возделыванием земли. Но расцвет Рима начался лишь в 700 - 650 гг. до н.э., когда все эти поселения объединились под единым началом и составили город. Археология помогает нам проследить все фазы этого развития. Благодаря осушению болотистая низина, которая простиралась между холмами и служила кладбищем, стала к 659 г. до н.э. пригодной для жилья. Отныне эта территория стаяла служить для жителей семи холмов местом собраний - форумом: сюда приходили, чтобы решать политические дела и проводить религиозные обряды.
Культовые сооружения и царский дворец были построены в 600 г. до н.э. Архаический храм свидетельствует о влиянии этрусских царей которые сделали из Рима город, достойный своего имени, украсив его памятниками и снабдив укреплениями: ведь города Лациума постоянно воевали друг с другом. Одному из этрусских царей, Сервию Туллию, приписывают строительство мощной укрепленной городской стены. До наших дней сохранившись лишь некоторые ее следы, скрытые Стеной Сервия. Совсем недавно, в 1988 г., на границе форума была обнаружена крепостная стена, построенная в VIII веке до н.э., чтобы оградить священное пространство города вокруг Палатина. В древнюю эпоху благодаря этрускам город богател и устанавливал торговые связи с внешним миром. Рим, куда заморские купцы привозили товары из Греции и с Востока, вскоре стал крупнейшим городом центральной Италии.
В то время как греки создали демократию, римляне, изгнав этрусских царей, решили установить такую политическую организацию, в которой власть принадлежит народу, но осуществляется через его представителей, т.е. республику (от латинского “рес публика” - “общее дело”). Управление было доверено магистратам, избиравшимся на один год: квесторы ведали финансами; эдилы инспектировали сооружения, отвечали за снабжение города и проведение игр; преторы руководили судом; на вершине иерархии находились два консула.
Утверждение республиканского строя происходило постепенно и иногда ценой серьезных конфликтов: так, семьи, представители которых могли претендовать на звание консула в первые годы существования республики, очень быстро составили касту патрициев. Патриции стремились властвовать в государстве. В ответ на это плебеи, к которым относился остальной народ, решили уйти на гору Авентин: патриции вынуждены были пойти на уступки, и тогда народ получил своих магистратов-трибунов. На ассамблеях, называемых комициями, собирался весь римский народ - и патриции, и плебеи. Не допускались туда лишь женщины. Комиции принимали законы и ежегодно выбирали магистратов. Значительная доля власти находилась в руках сената, состоявшего из трехсот членов - выходцев из аристократии, людей с огромным авторитетом, среди которых были и бывшие консулы.
Легко узнаваемые по тогам, окаймленным широкой пурпурной полосой, сенаторы обязаны были воздерживаться от коммерческой деятельности. Заседая в здании курии, расположенном в центре города, сенаторы определяли бюджет государства, устанавливавши, сколько легионеров нужно было набрать на службу, принимали иностранных послов, объявляли войну и подписывали мирные договоры. Они рассматривали проекты всех законов прежде, чем вынести их на народное голосование. Как и в комициях, на заседании сената председательствовавшие по очереди высшие магистраты-консулы. Консулы выбирались на народных собраниях; для решения вопросов о финансах или наборе в армию им требовалось согласие сената. Консулы обладавши значительной самостоятельностью при ведении переговоров с иностранными державами и при командовании армией. Участвуя в военных компаниях, консулы часто бывавши далеко от Рима; в таких случаях сенат на какой-то срок назначал диктатора, заменявшего консулов, и обладавшего особыми полномочиями. Диктатора всегда сопровождал всадник.
3. Основные аспекты возникновения и эволюционного усложнения Римской рабовладельческой республики
История Древнего Рима восходит к VII или началу VI века до н. э. Население города составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их антагонисты - плебеи.
Первые были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией).
Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.
Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от “сенекс” - старый, старейшина). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.
Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий “царю”, которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов (так называемый царский период истории Рима).
Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.
Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в прилегающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.
Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. По своим основным принципам реформа Сервия Туллия обнаруживает полнейшую параллель с реформой Солона в Афинах. Время ее осуществления не поддается точной датировке. Скорее всего это VI век до н. э.
Римским племенам и родам, реликтам ушедшего в прошлое родового строя, пришлось потесниться. Подобно афинскому демосу, плебейский элемент был допущен в народное собрание, сделался частью “римского народа”.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--