Курсовая работа: Особенности ведения дел в Конституционном Суде РФ
Среди высших федеральных органов судебной власти Конституционный Суд занимает особое место. Это обусловлено тем, что он является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд - это, прежде всего специализированная юрисдикция с исключительной компетенцией. Его «монополией» является право на рассмотрение споров о конституционности. Центральное правомочие - контроль за конституционностью законов, т.е. установление соответствия федеральных законов, а также нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ Конституции РФ. С этих же позиций оцениваются конституции республик, уставы и иные нормативные акты субъектов РФ, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов РФ, не вступившие в силу международные договоры РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, на которые он ссылается в своих определениях и которые в них развивает и дополняет, - это не морально-этическая категория, как утверждают некоторые авторы, а общеобязательное толкование принципов и норм Конституции РФ, общих принципов права, международных норм и т.п., на котором базируются выносимые Конституционным Судом Российской Федерации решения, в том числе определения. Конституционное правосудие - относительно новый для России правовой институт. Статья 118 Конституции РФ 1993 г. установила, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Именно таким образом в российском праве было введено конституционное судопроизводство.
Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) посредством конституционного судопроизводства реализует функцию конституционного контроля и рассматривает дела, отнесенные к его ведению ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. При осуществлении своих полномочий КС РФ руководствуется Конституцией РФ и названным Законом, который в соответствии с п. 3 ст. 128 Конституции РФ определяет не только круг этих полномочий, но и порядок образования и деятельности КС РФ.
Помимо этого Конституционный Суд:
· разрешает споры о компетенции между органами государственной власти (п. 2 ст. 3) и жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан;
· по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (п. 3);
· дает толкование Конституции РФ (п. 4);
· дает заключение о соблюдении установленного порядка при выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления;
· выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения, осуществляет некоторые иные полномочия (п. 7 ст. 3).
Изменение компетенции КС РФ возможно не иначе как путем внесения изменений в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Определяя компетенцию КС РФ, Конституция РФ исходит из обязательности ее осуществления в специфической форме правосудия - конституционном судопроизводстве - и поэтому устанавливает основные признаки этой формы, а именно: предмет проверки и инициаторов рассмотрения дел, связанные с этим виды процедур и юридические последствия принимаемых решений.
Установление в едином законе статутных, организационных и процессуальных норм обусловлено тем, что Конституционный Суд представляет собой юрисдикцию вне системы общего правосудия. Конституционный Суд - единственный судебный орган, применяющий соответствующие процессуальные нормы. В силу этого юридическая детализация конституционного судопроизводства не так подробна, как в гражданском и уголовном судопроизводстве.
Решения, принимаемые КС РФ в рамках конституционного судопроизводства, служат основанием для официального признания нормативного акта не соответствующим Конституции РФ и утрачивающим юридическую силу. Следовательно, решения КС РФ имеют общее значение, которым не обладают акты иных судов. Кроме того, решения иных судов в отличие от решений КС РФ могут быть оспорены в соответствующей процессуальной форме.
Каждый из перечисленных в ст. 118 Конституции РФ видов судопроизводства - конституционное, гражданское, административное, уголовное - имеет свои специфические особенности. Но их общая и главная характеристика выражается в том, что посредством судопроизводств осуществляется судебная власть. В свою очередь, важным условием обеспечения законности в деятельности судов является применение ими законов, конституционность которых не вызывает сомнений.
В связи с этим необходимо отметить, что суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, Конституции Российской Федерации, может (в соответствии со ст. 101 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации») обратиться в КС РФ с запросом о конституционности данного закона. Если и 1992 г. таких запросов было сделано 40, то в 2004-м - около 180. Ежегодно в КС РФ поступает более 15 тыс., обращений. В 2004 г. общее количество обращений составило 15 500. Из них явно неподведомственных было 8407.
Как известно, суды общей юрисдикции и арбитражные суды самостоятельно решают, какие нормы подлежат применению в конкретном деле. Достаточно часто суды опираются на ст. 15 Конституции РФ, предусматривающей ее прямое действие, в частности, в отношении гарантий судебной защиты прав и свобод, предусмотренных ст. 46 Конституции РФ (решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде).
Так, например, по обращению в КС РФ заявителя с жалобой на неконституционность ряда положений Федерального закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождении товаров» от 23 сентября 1992 г. (до внесения последующих изменений), не допускающих судебного обжалования решений Патентного ведомства, было установлено, что как f3ысший Арбитражный Суд РФ, так и Верховный Суд РФ (в пределах своей компетенции) принимали такие дела к рассмотрению и выносили решения по существу, обеспечивая судебную защиту соответствующих прав, опираясь и на ст. 46 Конституции РФ, и на ст. 11 ГК РФ.
Более сложным представляется взаимодействие КС РФ с судами общей юрисдикции Арбитражными судами в Других ситуациях. Довольно часто в КС РФ поступают обращения граждан (и юридических лиц), которые, использовав все предусмотренные законом процессуальные возможности в судах общей юрисдикции (арбитражных судах) и получив обоснованный отказ, приходят к выводу о том, что применяемая норма права неконституционна либо судебная практика «неверна». Однако КС РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Однако в судебной практике должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению нормативных положений. Поэтому в тех случаях, когда неоднозначность и противоречивость в использовании и применении правовых норм приходят к коллизии реализуемых на их Основе Конституционных Прав, вопрос об устранении такого Противоречия приобретает конституционный аспект и, следовательно, относится к компетенции КС РФ. Оценивая как буквальный смысл рассматриваемого нормативного акта, так и смысл, придаваемый ему сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов (ч. 2 ст. 74 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации), КС РФ обеспечивает в этих случаях выявление конституционного смысла действующего права.
Именно такого рода деятельность осуществляет КС РФ в настоящее время в проводящейся по жалобе ряда граждан проверке конституционности п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ. Как известно, данная статья ГК РФ содержит общие положения о последствиях недействительности сделок. Так, п.1 гласит, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Пункт 2 устанавливает: при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Казалось бы, данная норма не должна вызывать каких-либо сомнений с точки зрения своего соответствия Конституции РФ. Правила о двусторонней реституции существовании со времен римского права и составляют одно из классических законоположений частного права. Однако, как показала практика применения данной нормы в определенных, весьма важных для граждан ситуациях, связанных с куплей-продажей приватизированных квартир, применение последствий недействительности сделок, входящих в цепочку последовательно заключенных сделок, приводит к определенному противоречию между правами находящегося в конце цепочки добросовестного приобретателя и правами «исходного» собственника. Выявление конституционно- правового смысла данной гражданско-правовой нормы может дать ключ к разрешению данного противоречия.
Соответственно суды общей юрисдикции и арбитражные суды, разрешающие конкретные дела, не вправе придавать рассматриваемым положениям п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ какое-либо иное значение, расходящееся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным КС РФ.
Говоря о взаимосвязи норм гражданского права и процесса, можно согласиться с тем, что право без гарантий вряд ли может считаться реальным. И высшей среди юридических гарантий является судебная. Социальное назначение гражданского (арбитражного) процесса - оберегать материальное право в случае его нарушения, придавать ему определенность. Процессуальное право есть форма осуществления материального права.
Между принципами материального права и права процессуального нет полного совпадения, хотя, безусловно, есть их некоторая общность. Статья 1 ГК РФ, фиксируя основные начала гражданского законодательства, устанавливает, что оно основывается на признании равенства участников регулируемых ими отношений. Юридическое равенство участников гражданских правоотношений имеет своим следствием процессуальное равноправие сторон. Диспозитивность в гражданском праве предполагает возможность самостоятельного выбора лицом варианта своего поведения, свободу субъекта распоряжаться своим правом.
Диспозитивность в гражданском процессе дополняется свободой распоряжения гражданскими процессуальными правами, предусмотренными процессуальным законодательством. В первой же статье ГК среди иных основополагающих начал гражданского законодательства названа и судебная защита, которая нашла свою дальнейшую конкретизацию в ст. 11 ГК: «защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подсудностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд». Среди оснований возникновения гражданских прав и обязанностей ст. 8 ГК называет судебное решение.
Если продолжить анализ ГК РФ дальше, то можно обнаружить еще значительное количество норм, так или иначе связанных с гражданским судопроизводством.
Среди них есть сугубо процессуальные. Например, ст. 44 «Последствия явки гражданина, признанного безвестно отсутствующим», ст. 152 (п. 4) -«Если решение суда не выполнено, суд вправе возложить на нарушителя штраф...» и др.
Кроме того, ГК содержит целый ряд норм, устанавливающих исключительно судебный порядок рассмотрения дел определенной категории. (Признание гражданина недееспособным - ст. 29, ограниченно дееспособным - ст. 30, объявление умершим - ст. 45.)
Есть и нормы, устанавливающие правила доказывания: ч. 1 ст. 162, указывающие последствия несоблюдения простой письменной формы, и т.д.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--