Курсовая работа: Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников

Содержание

1. Введение

2. Проблематика понятия «профессиональное самоопределение»

2.1 Соотношение понятий «профессиональное определение» и «выбор профессии»

2.2 Проблематика понятия «профессиональное самоопределение» в разных психологических школах (гуманистическая, экзистенциальная психология и культурно-историческое направление)

2.3 Особенности профессионального самоопределения на разных этапах профессионального развития личности

2.4 Понятие субъекта профессионального самоопределения

2.5 Мотивы профессионального самоопределения

3. Проблематика понятия «кризис профессионального развития»

4. Проблематика понятия «внутриличностный конфликт»

4.1 История рассмотрения вопроса о внутриличностном конфликте

4.2 Рабочее определение понятия «внутриличностный конфликт»

4.3 Факторы возникновения и способы разрешения внутриличностных конфликтов в ситуации выбора профессии

5. Эмпирическое исследование особенностей внутриличностных конфликтов у школьников

5.1 Программа исследования

5.1.1 Методологический раздел

5.1.2 Процедура исследования

5.2 Описание результатов

5.3 Анализ результатов

5.4 Выводы

6. Заключение

7. Список литературы

8. Приложения


1. Введение

Выбор профессии – первая и основополагающая ступень глобального процесса профессионального самоопределения личности. А поскольку профессиональное самоопределение является центральным ядром личностного и социального самоопределения, мы можем сказать, что выбор профессии закладывает базу для всего дальнейшего развития личности.

Статистические данные показывают, что количество безработных, неконкурентоспособных молодых людей с каждым годом растет. Большое количество фактов самоубийств, личностных деструкций, связанных с неудовлетворенностью выбранной профессией, еще раз подтверждает необходимость формирования новых методик, проведения исследований, направленных на профессиональную помощь школьникам старших классов. Проблема также состоит в том, что в настоящее время профориентационная работа основывается на диагностике способностей и склонностей оптантов, но методы выявления и прогнозирования внутриличностных конфликтов, столь же необходимые для помощи в комфортном прохождении стадии выбора профессии, совершенно не разработаны. Правильный выбор профессии – залог самореализации личности, формирования ее социальной идентичности, легкого прохождения всех кризисов профессионального развития, именно поэтому так важно диагностировать личностный конфликт и облегчить его разрешение.

На основе всего вышесказанного мы можем сформулировать проблему исследования: выявление особенностей формирования, протекания и разрешения внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников.

Объект исследования: профессиональное самоопределение учащихся старших классов

Предмет исследования: особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников (учащихся старших классов)

Характеристики выборки: Выборка состоит из 32 школьников с 9 по 11 класс, средний возраст которых составляет 16 лет (разброс от 14 до 18). Среди испытуемых 20 девушек и 12 юношей.

Научная новизна: в ходе теоретических исканий не было найдено ни одной работы, посвященной рассматриваемой тематике, отсюда мы можем констатировать недостаточную изученность проблемы и большой пробел в теоретической базе науки. Что касается работ сходной проблематики, большое количество авторов посвятили свои работы внутриличностным конфликтам подростков, профессиональному самоопределению школьников, и пр., вот лишь некоторые из них: К.Хорни, Е.А.Климов, Н.С.Пряжников и Е.Ю.Пряжникова, Н.А. Коновалова, Н.А. Даниличева, Л.А.Балакирева, В.М.Данюк, А.К.Маркова, Дж.Сьюпер, Э.Ф.Зеер, Н.Б.Стамбулова, Ю.П.Поваренков, Г. Шихи и др.

Теоретическая и практическая значимость: благодаря данному исследованию можно будет развить и углубить знания, касающиеся внутриличностных конфликтов в процессе выбора профессии. На практике это возможность выработать абсолютно новые способы профессиональной ориентации, которые, опираясь на внутреннее состояние клиента, помогли бы ему сделать адекватный выбор. А соответственно, предотвратить будущее разочарование в себе и в собственной профессии.


2. Проблематика понятия «профессиональное самоопределение»

Наиболее распространенным является следующее понимание профессионального самоопределения - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

2.1 Соотношение понятий «профессиональное определение» и «выбор профессии»

Существует два подхода к определению понятия «профессиональное самоопределение». Одна группа авторов считает, что профессиональное самоопределение созвучно с выбором профессии, другие, и эта точка зрения в настоящее время является наиболее распространенной, что синонимом является понятие «профессиональной идентичности». Так как, дословно, это то, как «определяет себя профессионал». Е.А.Климов уточняет, что такой подход совсем не означает отсутствие профессионального самоопределения у людей, только выбирающих будущую профессию, т.к. «потенциально он – профессионал: он – будущий профессионал» [8,с.26]. Н.Н.Гордеева считает, что проблема профессионального самоопределения становится особенно важной в школьные годы. Такого же мнения придерживаются Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников, приведем цитату из их работы «Профориентация»: «Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в самом процессе самоопределения» [15, c.24].


2.2 Проблематика понятия «профессиональное самоопределение» в разных психологических школах (гуманистическая, экзистенциальная психология и культурно-историческое направление)

Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников сравнивают понятие «самоопределение» с такими понятиями как «самоактуализация», «самореализация», «самотрансценденция». Об этом писали такие известные гуманистические и экзистенциальные психологи, как А.Маслоу (он считает, что увлеченность значимой работой – одна из главных детерминант самоактуализации), К.Ясперс и И.С.Кон (предполагают, что самореализация проявляется через труд, «дело», которое делает человек), В.Франкл (добавляет, что самоопределение это еще и самотрансценденция, способность выйти за рамки самого себя).

В рамках культурно-исторического направления проблему профессионального самоопределения рассматривают с другой стороны, например, С.Л.Рубинштейн и К.А.Абульханова-Славская пишут, что центральным моментом является самодетерминация, стремление занять определенную жизненную позицию, М.Р.Гинзбург говорит, что определение себя как профессионала образует ценностно-смысловую сферу личности, психологическое настоящее и будущее.

Мы видим, что профессиональное самоопределение рассматривается в разных психологических школах по-разному, но есть константа: представление этого процесса как центрального для личностного развития. Отсюда мы можем сделать вывод, что результатом неправильного хода профессионального развития и становление личности может быть тотальная деструкция, потеря смысла, личностной идентичности, невозможность достижения самореализации.


2.3 Особенности профессионального самоопределения на разных этапах профессионального развития личности

Поскольку в предыдущем параграфе мы решили, что профессиональное самоопределение и профессиональное развитие – процессы неотделимые, необходимо понять, как первое реализуется в рамках второго.

Первые три этапа периодизации Е.А.Климова, это стадии предыгры (0 - 3 года), игры (6 - 8 лет) и овладения учебной деятельностью (6-8 лет - 11-12), на которых еще достаточно сложно выделить профессиональное самоопределение, поэтому мы будем говорить о развитии мотивации и общего положительного отношения к трудовой деятельности. Если последовательно опираться на концепцию В.Д.Шадрикова о психологической системе деятельности, мы увидим, что первая ступень – это развитие именно мотивационной структуры: "В процессе дальнейшего освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности происходит развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, происходит трансформация общих мотивов личности в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов" [19, c.51].

Стадию оптации (11-12 лет - 14-18), следует рассмотреть более подробно.

Кто такой оптант? Человек, который либо озабочен проблемой выбора (подростковый и юношеский возраст) или находится в ситуации вынужденной перемены профессии (если мы рассматриваем ситуацию, когда человеку нужно проходить по стадиям периодизации еще раз, такое же явление может произойти и в возрастном развитии из-за психологической или физической травмы) и делает этот выбор. Этой фазе соответствует процесс профессионального определения как первый шаг к профессиональному развитию личности.

Следующая стадия - стадия адепта. Здесь мы говорим о стартующем профессионале, человеке которые сделал выбор пути на предыдущем этапе и теперь начинает осваивать необходимые знания и навыки. Длительность этой фазы зависит от сложности профессии и требуемого уровня квалификации.

На следующем этапе "ребенок" начинает делать первые самостоятельные шаги - фаза адаптации молодого специалиста к работе. Происходит привыкание человека к производственной деятельности, осуществляется усвоение профессиональных и социальных норм, все это сопровождается некоторыми личностными изменениями. Один из самых важных процессов на этом этапе - формирования отношения к своей деятельности. Климов пишет о том, что на следующем этапе положительное отношение уже сформировано, но не упоминает о том, что произойдет если сформируется негативное отношение. С моей точки зрения, это приведет к кризисам личности и невозможности дальнейшего развитие, как следствие деградации, либо возвращение в фазу оптации.

Фаза интернала, здесь мы видим уже опытного работника, которые может вполне самостоятельно, надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Интернал получает признание коллег и, значит, по Шадрикову приступает к формированию индивидуального стиля деятельности. Если на этом этапе человек достаточно успешен - профессиональное развитие идет очень быстрыми темпами, но в какой-то момент замедляется и здесь уже можно говорить о волевой регуляции профессионализации - дополнительном обучении, тренингах и прочих средствах, которые будут рассмотрены ниже.

По мере профессионального развития и выслуги лет работник переходит в фазу мастерства. Здесь он может решать достаточно сложные задачи, с которыми справятся далеко не все его коллеги. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области.

Хороший специалист обычно приобретает известность в своей профессиональном кругу или даже за его пределами. Если немного отойти от периодизации Климова в современную ситуацию на рынке труда и методы набора персонала - профессионал этой фазы является "мишенью для хедхантера", то есть его пытаются "переманить" в другие организации. Это фаза авторитета. Важно, что даже если на этом этапе карьеры работник уже не имеет столько сил и энергии, он все равно успешно решает профессиональные задачи за счет большого опыта, способности организовать работу и окружить себя помощниками.

Авторитетный профессионал имеет достаточно опыта для его передачи, более того, в большинстве случаев, у него формируется потребность в этом, в силу возраста, уровня самосознания и самооценки. Поэтому в фазе наставничества у человека появляются ученики, последователи и единомышленники, обучение которых помогает его жизни оставаться наполненной смыслом.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 283
Бесплатно скачать Курсовая работа: Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников