Курсовая работа: Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.

Начало обучения в школе - один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количеством разного рода нагрузок: социально-психологические перемены в жизни ребенка - новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль «ученика», со своими плюсами и минусами.

Должность ученика требует от ребенка осознания и его собственной роли, и позиции учителя, и установленной дистанции в отношениях, и правил, по которым строятся эти отношения.

И здесь очень важно, как будет происходить первый этап адаптации ребёнка к школе: какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые - учителя и родители; насколько доступной и своевременной будет возможность психологической поддержки в каких-то критических ситуациях.

Актуальность исследования:

Данная работа посвящена исследованию взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению. Нас интересует насколько важным является это взаимодействие, а именно, насколько эффективнее проходит процесс адаптации младших школьников, при условии активного применения специальных адаптационных программ, и насколько необходимым условием является активное участие родителей в процессе улучшения и ускорения вхождения ребенка в учебный процесс. А именно, ставится задача дать ответ на вопрос насколько эффективным является взаимодействие школы и семьи.

В рамках данной работы для нас представляет интерес именно процесс протекания адаптации среди младших школьников в первые недели обучения.

Цель исследования:

Выявить роль взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.

Основные используемые понятия:

«Школьная адаптация» - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

«Готовность к школьному обучению» - Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» [7].

«Семья» – малая группа основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Семья - это социальный институт, в котором ребенок получает основы социального развития во взаимодействии с окружающими людьми.

«Взаимодействие» - система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по вопросу адаптации ребенка к школьному обучению и характерным чертам семейного воспитания, взаимодействию школы и семьи, как фактор подготовки ребенка к школьному обучению

2. Разработать программу исследования и методический инструментарий для его проведения.

3. Выявить и проанализировать особенности адаптации ребенка к школьному обучению:

3.1. Привлечь родителей к активному участию в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

3.2. Выявить особенности психологического состояния младших школьников в период адаптации

3.3. Выявить характер изменений физического состояния учащихся

3.4. Описать влияние деятельности учителя

3.5. Описать характер взаимодействия учащихся друг с другом

3.6. Выявить особенности процесса приспособления учащихся к новому виду деятельности

4. Сопоставить результаты исследования, полученные до и после формирующего эксперимента

5. Определить степень эффективности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптационных занятий

Предмет исследования:

-эффективность взаимодействия школы и семьи

Гипотеза исследования:

Взаимодействие школы и семьи является важным фактором адаптации ребенка к школьному обучению.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 439
Бесплатно скачать Курсовая работа: Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению