Курсовая работа: Особенности законотворчества в Российской Федерации

Введение 3

Глава 1. Основы Законодательного (законотворческого) процесса в РФ 5

Глава 2. Особенности законотворчества в РФ

2.1. Законодательный процесс в Федеральном Собрании 14

2.2.Российское законодательство в современных условиях …………...22

Заключение 33

Литература 35

Введение

Стадией принятия и опубликования закона во многом завершается одно из основных и важнейших направлений функ­ционирования Федерального Собрания. Подчеркнуть это необходимо, по­скольку именно в данном своеобразном процессуальном и правовом эпи­логе проявляется законодательно-творческий дух деятельности Федераль­ного Собрания. Важнейшей особенностью законодательного процесса является значительное число его участников, роль которых, уро­вень, статус и другие существеннейшие характеристики различны.

К субъектам законодательной деятельности относятся Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Кон­ституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Это проблема разработанности вопросов законодательного процесса в научной и учебной литературе. К сожалению, пока нет солид­ных монографий по данной проблематике. Из числа новейших заметных публикаций назовем следующие работы: «Законодательный процесс». Научно-практическое пособие. Отв. ред. проф. Васильев РФ., Любимов А. П. «Парламентское право», Крашенинников П. В., «Фе­деральный законотворческий процесс» и ряд других. Вначале кратко проанализируем вопрос о понятии «законодательный процесс», а за­тем обратимся к сущностной характеристике его стадий, этапов, процедур.

В юридической литературе можно встретить понятие «процесс законо­творчества», которое не тождественно понятию «законодательный про­цесс», поскольку не сводится к регламентам и процедурным правилам, а представляет собой процесс познавательный со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования. Законодательный процесс является одной из составляющих законотворчества, от­ражая процессуальную сторону этого явления. Это и обусловило актуальность данной работы.

Цель - рассмотреть законодательный процесс в системе организационных действий в Федеральном собрании.

Задачи:

- дать определение «законодательному процессу»;

- показать этапы принятия закона в РФ;

- выявить специфику законодательного процесса в РФ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения.

Глава 1.. Основы Законодательного (законотворческого) процесса в РФ

С формальной точки зрения законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий, резуль­татом которых является создание закона.[1]

Процедуры составляют стадии законодательного процесса, т. е. относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляю­щих дает возможность перейти к следующему этапу.

Существуют различные мнения относительно количества стадий за конодательного процесса и соответственно объединения тех или иных процедур. В одних работах, посвященных данному вопросу, выделяются, например, только две из них: подготовка законопроекта и официальное возведение воли народа в закон[2] . Некоторые исследователи различа­ют три стадии: подготовка проекта нормативного акта (предварительная стадия, обсуждение, принятие нормативного акта (основная стадия) и введение в действие нормативного акта (решающая стадия). У других юристов встречается шесть стадий: прогнозирование и планирование; внесение предложений о разработке законопроекта; разработка концеп­ции и подготовка законопроекта; специальное и общественное обсужде­ние проекта; рассмотрение и принятие; опубликование закона и вступление его в силу.

Однако, как правило, в работах концептуального характера, посвящен­ных данному вопросу, выделяются четыре основные стадии законодатель­ного процесса:

1) внесение законопроекта или законодательного предложения (зако­нодательная инициатива);

2) рассмотрение законопроекта в палатах, комитетах (комиссиях) пар­ламента (обсуждение законопроекта);

3) принятие закона;

4) опубликование закона.

Процедуры законодательного процесса, составляющие содержание его этапов, в большинстве стран регламентируются нормами конституций, других законов и регламентами.

Рекомендации по поводу определения стадий, этапов и т. д. содержатся в трудах В. Е. Чиркина, Б. А. Страшуна, О. Е. Кутафина, А. П. Любимова, И. М. Степанова, других авторов. Они заслуживают внимания.

Что касается иной правовой базы законодательного процесса, то здесь требует подробного рассмотрения разд. III Регламента Государственной Думы «Законодательная процедура».

Выделим наиболее существенные его положения.

Прежде всего, это правовые нормы о порядке внесения законопроек­тов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение

Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения за­конопроектов в Государственную Думу определены ст. 104 Конституции РФ. Согласно ей право законодательной инициативы принадлежит Прези­денту РФ, Совету Федерации, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации,

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 338
Бесплатно скачать Курсовая работа: Особенности законотворчества в Российской Федерации