Курсовая работа: Отражение принципов общественной жизни древних греков в произведениях Гомера и Гесиода
Выполнил:
Студент группы И-112 Хуснуллин А.В.
Челябинск 2010
Введение
Мир древнегреческой мифологической и философской литературы чрезвычайно разнообразен и интересен. Достаточно лишь взглянуть на бессмертные произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», прошедшие через века и сохранившие до сих пор свою актуальность. Ведь каким бы ни было время, в котором мы живем, все равно люди остаются такими же какими были в древности. Всё так же как и раньше стремятся к славе, богатству и власти. Заслуга Гомера в том, что уже тогда он сумел показать всем, что же на самом деле такое человек. Но не только с нравственной стороны можно охарактеризовать его труды, но и как наглядное пособие по тому, как все-таки жили древние греки, какие у них были обычаи и правила этикета, как строились их законы и управление обществом. Таким образом можно сказать что Гомер прописал всю социальную жизнь общества Древней Греции.
Политическую и экономическую мысли древних греков описал другой не менее известный мудрец – Гесиод. Он является первым исторически достоверным поэтом не только Древней Греции, но и всей Европы. Он стал основателем жанра назидательных поэм, которые послужили образцом для последующей дидактической поэзию. В поэме «Теогония» (то есть «Родословная богов») Гесиод собрал и систематизировал древнегреческие мифы, попытался изложить родословную богов-олимпийцев как единое целое. Поэма «Труды и дни» посвящена тяжбе Гесиода с братом Персом. Гесиод развертывает картину современного ему общества, где царит насилие и несправедливость. В поэме нашли отражение взгляды сельских тружеников на устройство общества, в котором лишь упорный, каждодневный труд должен приносить жизненное благополучие. Гарантом и стражем разумного общественного порядка должен выступить мудрый правитель, который у Гесиода выступает в образе Зевса.
ГОМЕР (лат. Homer, греч. Омирос), древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называться его родиной спорили семь городов. Вероятно он был родом из Смирны (Малая Азия), либо с острова Хиос. Можно предположить что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э.
Гомеру приписывают авторство двух величайших произведений древнегреческой литературы — поэм «Илиада » и «Одиссея ». В античные времена Гомер признавался автором и других произведений: поэмы «Батрахомахия» и сборника «гомеровских гимнов». Современная наука закрепляет за Гомером только «Илиаду» и «Одиссею», причем существует мнение, что эти поэмы созданы разными поэтами и в различное историческое время. Еще в античные времена встал «гомеровский вопрос», который ныне понимается как совокупность проблем, связанных с происхождением и развитием древнегреческого эпоса, в том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества.
«Илиада» (поэма об Илионе, т. е. Трое), древнегреческая эпическая поэма, приписываемая Гомеру, памятник мирового значения. По-видимому, возникла в 9-8 вв. до н. э. в Ионии на основе преданий о Троянской войне (13 в.). Написана гекзаметром (ок. 15 700 стихов). Главный герой «Илиады» — Ахилл. «Гнев Ахилла», оскорбленного верховным вождем Агамемноном, — основной мотив, организующий сюжетное единство поэмы. Картины героических поединков чередуются с картинами мирной жизни в осажденной Трое и со сценами спора богов на Олимпе, не лишенными «снижающего» юмора. Продолжением можно считать «Одиссею», поэму о странствиях Одиссея. Создана несколько позже «Илиады », приблизительно датируемой 8-7 вв. до н. э.; написана также как и Илиада гекзаметром (ок. 12 100 стихов). В основе «Одиссеи» — всемирно известный фольклорный сюжет: муж после долгих скитаний возвращается неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе. В образе Одиссея героические черты отступают на задний план перед качествами ума, хитрой изобретательностью и расчетливостью. «Одиссея» содержит больше бытовых картин и сказочного материала, чем «Илиада».В этих произведениях Гомера, можно увидеть то, как жили древние греки, изучить их быт, их заботы, нравственную сторону жизни общества и многое другое. В этой главе я изложу основные принципы социальной жизни общества того времени и приведу как можно более четкие примеры.
Древние греки – народ гостеприимный и им без разницы, какого их гость статуса и национальности, за исключением, возможно, рабов. Обычаи встречать гостей были очень интересны, так как всегда соблюдались какие-либо особые правила гостеприимства и общения с гостем. Гостя всегда встречал сам хозяин дома или же один из его старших сыновей и взяв за правую руку проводил его в дом. Стоит также отметить, что если гость был вооружен, то он должен был вручить свое оружие (меч, копье или лук) хозяину дома, а он в свою очередь убирал его в надежное место. Таким образом, гость как бы полностью доверял себя в распоряжение хозяина дома, а хозяин же мог быть уверен, что гость не имеет злых намерений в его отношении. Гостем, опять же, мог быть любой свободный человек, будь то богатый или бедный, и его всегда сажали за стол с хозяином, стелили ему на кресла со специальной скамейкой для ног и давали вкусить пищу из одного блюда и пить вино из одного кувшина с хозяином. Уставшим с дороги путникам всегда предлагали переночевать в доме. Хозяева того времени были очень радушными и гостеприимными и могли пригласить к себе совершенно незнакомого человека.
Встреча странника Телемахом, сыном Одиссея, в его доме:
«…он увидел Афину;
Тотчас он встал и ко входу поспешно пошел негодуя
В сердце, что странник был ждать принужден за порогом;
приближаясь,
Взял он за правую руку пришельца, копье его принял,
Голос потом свой возвысил и бросил крылатое слово:
«Радуйся странник; войди к нам; радушно тебя угостим мы;
Нужду ж свою нам объявишь, насытившись нашею пищей»,
Кончив, пошел впереди он, за ним Афина Паллада
С нею вступя в пировую палату, к колонне высокой
Прямо с копьем подошел он и спрятал его там в поставе
Гладкообтесанном…
…К креслам богатым, искусной работы, подведши Афину,
Сесть в них ее пригласил он, покрыв наперед их узорной
Тканью; для ног же была там скамейка…»
Не малую роль играют такой обряд, как омовение ног гостя. Хозяева таким образом предлагают путнику отдохнуть с дороги и вернуть силы. Но не одни ноги можно умыть – знатные гости направляются в ванны, где их уставшие тела рабыни натирали душистым маслом, после их одевали в просторную одежду.
«После того как глазами они [Телемах и Писистрат] нагляделись досыта,
Оба пошли и в прекрасно отесанных вымылись ваннах.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--