Курсовая работа: Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки
Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания школьников…5
1.1 Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы…..5
1.2 Возрастные особенности младших школьников…………………..…..14
Глава 2. Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школы…17
2.1 Воспитание среды урока музыки………………………………….……..17
2.2 Воспитание патриотизма на уроке музыки……………………….……24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………30
Введение
С начала реформ в системе образования в 90-х годах 20 века (как и реформирования всей страны) была ориентация на деидеологизацию школы. Делалось это под лозунгом гуманизации и демократизации образования. Вследствие этого резко снизилось внимание к процессам воспитания. Стала проявляться гиперболизация идеи индивидуально-личностного подхода в обучении, удовлетворение запросов и интересов личности в противовес воспитанию в ней коллективистских качеств, в том числе и патриотических чувств.
Характерной чертой духовной жизни современной России является отсутствие идейного единства у большинства населения страны. Многообразие идей внешне является выражением демократии, а по существу - отражением глубокого внутреннего кризиса, препятствующего российскому обществу выбраться из состояния углубляющегося духовного кризиса.
В этой ситуации обосновано обращение передовых и здравомыслящих людей, истинных граждан своей страны, к патриотической идее, не раз спасавшей Россию в труднейшие времена. Именно эта идея всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.
Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления. Уроки эстетического цикла всегда были и есть важными в целостном педагогическом процессе. Формирование патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы учащихся.
Тема нашей курсовой работы: «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки».
ЦЕЛЬ Выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки.
ОБЪЕКТ Патриотическое воспитание младших школьников.
ПРЕДМЕТ Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки.
ЗАДАЧИ
1) Изучить особенности патриотического воспитания и его особенности в работе с младшими школьниками;
2) Охарактеризовать средства воспитания уроков музыки, способствующие патриотическому воспитанию младших школьников;
3) Проанализировать программу «Музыка» (1-3 классы) как педагогическое условие патриотического воспитания.
Методы исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу;
2. Анализ научно-популярной литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАРТИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.2. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.
Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.
Спекулятивные воззрения на почве патриотизма представляют собой формы так называемого лжепатриотизма. Все они рассматривается как преднамеренные извращения истиного смысла и значения патриотической идеи.
Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости» (5).
И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними (19).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--