Курсовая работа: Патронатное воспитание
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм...........5
1.1. Из истории возникновения патроната............................................................5
1.2. Работа по патронатному воспитанию...........................................................15
1.3. Подготовка и сопровождение граждан в системе патронатного воспитания..............................................................................................................25
Глава 2. Опыт патронатного воспитания на примере Ульяновского детского дома «Гнездышко»................................................................................................30
2.1. Цели и задачи патронатного воспитания в учреждении.............................30
2.2. Виды патронатного воспитания, применяемые в детском доме «Гнездышко»..........................................................................................................44
2.3. Итоги патронатной работы детского дома «Гнездышко»..........................51
Заключение.............................................................................................................55
Список литературы................................................................................................58
Введение
Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).
Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов. Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи, благодаря которой во всем мире все дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме.
Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют.
Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей – уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.
В договоре определяются права и обязанности, как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь – в зависимости от потребностей ребенка.
В настоящее время в ряде регионов созданы такие экспериментальные площадки – уполномоченные учреждения органов опеки и попечительства. Все такие учреждения проводят подготовку кандидатов в патронатные воспитатели, используют социально- психологические технологии подготовки и обследования семьи, заметно отличающиеся от формальных действий, используемых обычно органами опеки и попечительства, оказывают детям и семьям необходимую помощь после помещения ребенка в семью, и, тем самым - повышают процент успешности и стабильности размещения детей в патронатных семьях.
Патронатное воспитание – это новая форма устройства ребенка в семью. Оно осуществляется на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки).
Патронатное воспитание означает как родительскую любовь, так и профессиональную работу. У патронатного воспитателя две роли: и родительская и профессиональная. Ребенок живет в патронатной семье и расценивает ее как свою. В то же время заключается трудовой договор. Это первая в России форма надомной работы по воспитанию ребенка, лишенного семьи. При этом имеется и служба, оказывающая семье разнообразную помощь - семья не останется наедине с проблемами. Это самая гибкая форма устройства – и для ребенка, и для семьи, что и подчеркивает актуальность данной темы исследования.
На основании вышеизложенного, цель работы – рассмотреть патронатное воспитание как одну из технологий социальной защиты сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
- рассмотреть суть патронатного воспитания и его отличия от других форм;
- проанализировать опыт патронатного воспитания на примере Ульяновского детского дома «Гнездышко»;
- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.
Глава 1. Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм
1.1. Из истории возникновения патроната
Патронат известен в России со времен Екатерины П, активно применялся в годы Великой Отечественной войны для того, чтобы помочь детям, оставшимся сиротами. «Патрон – покровитель, заступник, либо благодетель». Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля 1863 г.
Социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. На Руси призрение детей - сирот развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь "Власть родителей над детьми, и при этом власть обоих родителей, была признана у нас уже во времена язычества", вплоть права родителей отдавать своих детей в рабство[20, с. 34].
В древние времена авторитет родителей "был весьма велик и проявлялся и охранялся весьма сильно. У славянских народов далекого прошлого дети освобождались "по смерти одного из родителей из-под власти другого". Становились они свободными от власти другого родителя и тогда, когда тот вступал в повторный брак. Полное подчинение ребенка воле родителей преследовало и другую цель: сохранение в загробной жизни условий жизни, существовавших на земле. Исследователи обычаев древней Руси обнаружили "умерщвление грудных младенцев над телами воинов Святослава".
После крещения на Руси (988 год) церковь постепенно начинает брать на себя то, что раньше регулировалось обычным правом. Начинает приобретать все большее распространение христианская семейная мораль. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов. Великий князь Владимир I поручил в 996 году общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства. Заботился он о прокормлении сирот и сам, раздавая убогим, странникам, сиротам великую милостыню. 3 Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, где призревал и обучал своим иждивением 300 юношей. Призрение бедных и страждущих, в том числе и детей, рассматривал как одну из главнейших обязанностей и Владимир Мономах. В своей Духовной Детям он завещал защищать сироту и призывал: " Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, снабдите сироту"[11, с. 24].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--