Курсовая работа: Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах
Алтайская государственная академия культуры и искусств
Кафедра музыкального образования
Музыкальный факультет
Курсовая работа
Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах
Выполнила:
Брыксина А.И.
Студентка 4 курса
Заочного отделения гр. УМ
Проверила:
Баскакова Н.П.
Барнаул 2009
План
Введение
Понятийный аппарат области изучения формообразования в музыке. Формообразующая роль средств музыкальной выразительности и принципов музыкального развития
Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов
Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам
Заключение
Список литературы
Введение
Предмет "Музыка" в общеобразовательной школе одной из своих целей имеет воспитание слушателя, способного воспринимать музыку, проникать в ее содержание.
Понимать музыку означает воспринимать ее не только на эмоциональном уровне, но и на смысловом. Музыка это особый язык, средство коммуникации. Музыка - способ передачи тончайших оттенков чувства, она способна разнообразно передавать богатство переживаний человека, движения его души, эмоционально-психологические состояния, их смены и взаимопереходы. И чтобы уловить эти градации в музыке, необходимо организовать целенаправленный процесс постижения учащимися содержания музыки. Музыка - это средство познания жизни и людей. Композиторы рисуют собственную картину мира с помощью звуков. Подобно обычной речи, музыка обладает своими знаками и значениями, она построена по определенным нормам и правилам.
Осознание музыкального произведения не ограничивается только чувственным восприятием. Оно основывается на логической переработке непосредственного восприятия музыкальных произведений, обогащая и расширяя умственный горизонт, усиливая интеллектуальные способности.
При соприкосновении с музыкой, естественно возникает необходимость в развитии специфического музыкального мышления, основанного на интонационно слуховом опыте, предполагающего проникновение в структурно-аналитическую сторону музыки. Это происходит и в результате накопления и усвоения музыкально-теоретических понятий, то есть формирования музыкального тезауруса, который углубляет и обогащает целостное восприятие художественного образа. Музыкальный тезаурус школьника должен быть грамотно сформирован, его освоение необходимо производить целенаправленно. Приблизиться к адекватному восприятию, пониманию содержания произведения можно только путем осмысления услышанного, с помощью разбора и анализа самого произведения. То есть постичь музыку можно только с помощью ее языка, ее же средствами. Но для этого необходимо знать этот язык. Уметь грамотно его применять. И одной из задач учителя музыки при обучении школьников является научение этому языку, формирование понятийного аппарата, умение его применять на практике. Только так возможно воспитание грамотного, образованного слушателя, который, войдя во взрослую жизнь, сможет самостоятельно продолжать постигать искусство, которому не будет скучно на концертах классической музыки только потому, что музыка для него непонятна.
Музыкальный тезаурус школьника довольно широк. И музыкальный тезаурус, связанный с формообразованием является частью всего целого музыкального тезауруса.
Вопросы анализа музыкальных произведений подробно рассматриваются в музыковедческой литературе музыкантами-теоретиками. Однако методика изучения музыкальных явлений и применения на практике специальной музыкальной терминологии в общеобразовательной школе практически не разработана. Зачастую изучение музыкальных произведений ограничивается их прослушиванием и краткой характеристикой, в которой учитель доводит до ученика так называемое "содержание" произведения, практически не касаясь подробного анализа формы, структуры в целом и в деталях. Сама же музыка перестает быть целью, объектом изучения, наблюдения, превращаясь в иллюстрацию или фон. В педагогической практике возникает острое противоречие между необходимостью изучения музыкально-теоретических понятий и недостаточно разработанными методиками, направленными на формирование, усвоение и расширение музыкального тезауруса по музыкальному формообразованию.
Цель работы - рассмотреть педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах
Объект - процесс освоения тезауруса по музыкальным формам
Предмет - педагогические условия формирования тезауруса по музыкальным формам у учащихся средних классов на уроках музыки
Задачи:
изучить и проанализировать литературу по проблеме педагогических условий формирования музыкального тезауруса
определить круг понятий обязательных для изучения формообразования в музыке
Определить значение формирования тезауруса по музыкальным формам
Охарактеризовать психологические особенности детей среднего школьного возраста
рассмотреть методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам.
Понятийный аппарат области изучения формообразования в музыке. Формообразующая роль средств музыкальной выразительности и принципов музыкального развития
Все формы общения с музыкой обретают единую направленность на развитие музыкальной культуры школьников - их музыкальной грамотности, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени освоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает ее знание. Музыкально грамотный, образованный человек, это человек умеющий понимать и воспринимать музыкальное искусство. Восприятие же связано с пониманием, осмыслением. "Музыкальное искусство служит средством общения людей, воздействует на них, внушает им те или иные идеи, эмоции, оценки, доставляет эстетическое удовольствие. Содержание художественного произведения должно быть соответственным образом доведено до воспринимающего, то есть, сообщено ему ясно, интересно и заразительно. В сообщении этого и состоит коммуникативная сторона искусства" [5. стр.70]
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--