Курсовая работа: Педагогические возможности эколого-экономического образования в современной начальной школе

Введение

Глава 1. Теоретическая часть. Эколого-экономическое образование в учебной деятельности младших школьников как педагогическая проблема………….6

1.1. Состояние проблемы эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников в педагогической теории и практике…………………………………………………………………………6

1.2. Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников…………………11

1.3. Педагогические условия эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников………………………………..17

Глава 2. Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по осуществлению эколого-экономического образования в учебной деятельности учащихся младших классов…………………………………….22

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по эколого-экономическому образованию в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………………22

2.2. Реализация эколого-экономического образования в учебной деятельности учащихся начальных классов на фоне педагогических условий…………….23

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по эколого-экономическому образованию в учебной деятельности младших школьников на фоне педагогических условий……………………………………………...41

Заключение

Библиография

Приложения


Введение

В начале третьего тысячелетия общество столкнулось с серьезнейшими проблемами своего развития, среди которых особое место занимает нарастание эколого-экономического и экономического кризисов, имеющих серьезные негативные последствия как на локальном, так и глобальном уровнях.

В 70-е годы ХХ в., резко обострившиеся эколого-экономические проблемы, поставили перед экономической наукой задачу осмысления эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

В современных условиях в гораздо большей степени, чем раньше, проявляется зависимость общества от состояния природной среды. Иными словами, перед человечеством на современном этапе встают во весь рост принципиально новые проблемы, которые в перспективе должны увязаться вокруг одной комплексной задачи – рационального управления всей совокупностью природных условий общественного развития.

Следовательно, общество ставит одновременно как экономические, так и эколого-экономические задачи, решение которых должно осуществляться во взаимосвязи, а это требует экономических перемен и в технике, и в управлении, и, самое главное, в образовании подрастающего поколения.

Исходя из кардинальных изменений в экономическом развитии общества и эколого-экономических преобразований в мире, возникает потребность в исследовании системы формировании эколого-экономических ценностных ориентаций школьников.[11]

Формирование системы ценностных ориентаций школьников, позволяющей социально адаптироваться в новых экономических условиях, - одна из задач общественных институтов, в первую очередь школы. Понимая социальную адаптированность человека как принятие норм и ценностей новой социальной среды, форм социального взаимодействия, на первый план выдвигается вопрос теоретической разработке проблемы эколого-экономической формации в аксиологическом аспекте, а также методов формирование системы эколого-экономических ценностей.

Формирование ценностных ориентаций личности, т.е. механизма превращения общественных ценностей в мотивы поведения, в органический элемент ее жизнедеятельности – многосторонний и комплексный процесс, на который необходимо акцентировать внимание в школе.

Поскольку ценностные ориентации обычно определятся как направленность личности на цели и средства деятельности и таким образом выражают ее отношение к миру, естественно предположить, что их формирование, как целостной психологической структуры начинается в период младшего школьного возраста. О том, что именно здесь, а не в более раннем возрасте формируются ценностные отношения, свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, наличие главного условия их формирования — достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта. Появление убеждений в этом возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.[7]

Тема работы актуальна тем, что можно с уверенностью говорить о целесообразности формирования эколого-экономических ценностей младших школьников, где эколого-экономические ценности рассматриваются нами как система ценностных отношений, определяющих оптимальное взаимоотношение человека с окружающей средой, при котором удовлетворение человеческих потребностей соотносится с интересами сохранения природы.

Это обстоятельство обусловило выбор темы нашего исследования, ко­торое обращено к решению следующей проблемы «Какие же педагогические возможности более эффективны для полноценного эколого-экономического образования младших школьников?». Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: существующие учебные программы и конкретные уроки по разделу эколого-экономическому образования.

Предмет исследования: процесс формирования эколого-экономических знаний, умений и навыков у младших школьников.

В соответствии с целью и проблемой исследования поставлены следую­щие задачи:

– проанализировать и выявить уровень эколого-экономических знаний, умений и навыков в процессе уроков;

– раскрыть способы преобразования урока и учебной программы по эколого-экономическому образованию, чтобы по­высить в его контексте качество эколого-экономического образования;

– провести экспериментальную проверку преобразованного урока и учебной программы на его эффективность для улучшения качества эколого-экономического образования младших школьников;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 157
Бесплатно скачать Курсовая работа: Педагогические возможности эколого-экономического образования в современной начальной школе