Курсовая работа: Перспективы развития научно-познавательного туризма на Алтае
Глава 1 Теоретические аспекты развития туризма
1.1 Основные положения теории и практики туризма
1.2 Законодательные основы развития туризма
1.3 Классификация туризма
1.4 Научно-познавательный туризм
Глава 2 Предпосылки развития научно-познавательного туризма на примере Республики Алтай
2.1 Исторические аспекты развития научно-познавательного туризма
2.2 Научно-познавательный туризм на примере Республики Алтай
Глава 3 Проблемы и пути совершенствования научно-познавательного туризма в Республике Алтай
3.1 Трудности и проблемы развития научно-познавательного туризма в Республике Алтай
3.2 Пути совершенствования развития научно-познавательного туризма в Республике Алтай
Глава 1 Теоретические аспекты развития туризма
1.1 Основные положения теории и практики туризма
На протяжении последнего двадцатилетия, туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около десяти процентов мирового валового национального дохода.
На сегодняшний день во всем мире туристский бизнес является наиболее прибыльной и перспективной сферой вложения капитала. И в отличие от любой другой отрасли туризм, в частности, направленный на прием иностранных туристов (въездной туризм), сохраняет темпы своего развития даже во время энергетических, валютных и экономических кризисов.
Сфера туризма включает рекреационные ресурсы, туристские услуги, туристскую индустрию, туристскую инфраструктуру, туристскую деятельность и другое.
Опыт зарубежных стран показывает, что реализация программ развития различных видов туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, а также позволяет государству решать вопрос о пополнении доходной части государственного бюджета.
В результате, туризм становится бесспорным лидером среди экспортных групп мирового хозяйства. Экономически развитые страны мира небезосновательно придают развитию туристской отрасли огромное значение [28, с.14].
Известно, что туризму свойственно как прямое, так и косвенное влияние на экономику, высокий уровень занятости и получаемого дохода. Если туризм становится профилирующей отраслью хозяйственного развития, то районы республики вынуждены возрождать и сохранять природную и историческую среду, которая и является фактором туристской привлекательности, то есть основой для его доходов и залогом благополучия.
Социальная ориентация туризма в России предопределяет следующие основные направления:
— преимущественное развитие спортивно-оздоровительного, культурно-просветительного, эколого-экспедиционного и научного туризма;
— приоритетность отечественных экономических интересов перед зарубежными;
— государственная поддержка и защита потребностей населения России в туризме как движение к гражданскому обществу;
— ориентирование рыночной экономики на решение социальных задач;
— формирование новых форм регулируемых рыночных отношений и разработка механизма либерализации цен на социальный турпродукт;
— использование новейших компьютерных технологий и коммуникативных связей;
— осуществление институционных преобразований в сфере российского туризма через социально-ориентированную рыночную инфраструктуру - создание банков, бирж, фондов, общественных организаций массового типа.
Современная индустрия туризма представляет крупный самостоятельный комплекс хозяйства, состоящий из группы отраслей и предприятий, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений в свободное время [32, с.79].
Основными факторами роста индустрии туризма в настоящее время являются:
— рост доходов населения, которые позволяют сверх удовлетворения первоочередных потребностей в жилье, питании, одежды, употреблять все большую часть их на удовлетворение рекреационных потребностей. В структуре затрат потребительского комплекса жителей экономически развитых стран затраты на туристские услуги вышли на второе место, после затрат на жилье;
— растущая урбанизация и ухудшение экологической обстановки в городах, быстро активизирующие спрос на отдых в экологически чистой среде, требующие смены стереотипа урбанизированной жизни на другую деятельность, ухода от повседневных забот и бытового стресса;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--