Курсовая работа: Первый Крестовый поход
Выполнил: Попов Кирилл
Научный руководитель: Чернышов А.В.
Министерство общего и профессионального образования РФ.
Тверской Государственный Университет
Кафедра истории Древнего мира и Средних веков
Тверь 2003.
Содержание:
Введение
1. Предпосылки I Крестового похода
2. Основные этапы:
Крестовый поход бедноты
Крестовый поход знати.
3. Подвывод
4. Вывод
5. Список литературы и источников
6. Карта I Крестового похода
Введение.
Крестовые походы имеют не только общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории. По своим мотивам, а равно по ближайшим последствиям, в особенности же по разнообразным и глубоким влияниям на взаимные отношения Востока к Западу, крестовые походы не лишены специального значения для истории восточноевропейских народов. Составляя весьма важный отдел в западноевропейской истории, крестовые походы обильны внешними фактами и богаты результатами, которые хотя и куплены были весьма дорогой ценой, но могущественно повлияли на духовное развитие европейских народов. Тогда западноевропейцы в первый раз большими массами поднялись со своих мест и, познакомившись с неизвестными им народами и странами, частью усвоили их нравы и учреждения, частью передали им свои понятия и воззрения. На Востоке перед европейцами открылся новый мир с совершенно новыми и чуждыми ему понятиями, образом жизни и политическим устройством. Рассказы и описания виденного и слышанного составили богатую литературу, которая с живым интересом читалась по монастырям и рыцарским замкам. Западные народы вложили в крестовые походы много своих сил, и материальных, и духовных, поэтому нет ничего удивительного, что национальная история французов, немцев, итальянцев и англичан не может не уделять значительного места изложению истории крестовых походов.
Для восточноевропейской - в частности для русской истории - крестовые походы представляют интерес с другой точки зрения, именно с позиции мотивов и результатов крестовых походов. Весьма рельефно выступающий в новой истории антагонизм между западной и восточной Европой, резко выдвигающаяся противоположность интересов и культур романо-германской и греко-славянской - в первый раз обнаружилась в эпоху крестовых походов, а нынешнее политическое и религиозное влияние католических стран на Востоке началами своими восходит к той же эпохе. Религиозная и национальная вражда к мусульманству, одушевлявшая первых крестоносцев и поддерживавшая их в перенесении громадных лишений и потерь, скоро уступила место другим побуждениям, которые однако оказались нисколько не слабее первых и продолжали увлекать на Восток новые и новые западные ополчения. Когда первоначальная цель крестоносного движения перестала быть руководящим мотивом, выдвинулись на первое место политические соображения. Не об Иерусалиме и не об освобождении Гроба Господня из рук неверных стали помышлять вожди крестоносцев, а об основании независимых княжений на Востоке, о завоевании Византии, наконец, о торговых преимуществах в областях византийских и мусульманских. Таким образом, с точки зрения восточноевропейской истории эпоха крестовых походов представляет собой любопытнейший эпизод борьбы между Западом и Востоком, борьбы, которая еще не окончилась и поныне и продолжается на наших глазах, соединив разнообразные интересы, как религиозные, так и политические и торговые, в так называемом Восточном вопросе. Ввиду указанного крестовые походы и с точки зрения русской истории получают важное значение, как эпизод столкновения двух миров, и поныне разделяющих господство в Европе и Азии, и как вступительная глава в историю Восточного вопроса, в разрешении которого России суждено было принять деятельное участие.
Задачами, от решения которых во многом зависит правильное понимание эпохи, на которые историческая наука пытается дать ответ, являются следующие: Установление подлинного характера “крестоносного движения”, выяснение его общественно-экономических корней, проследить роль католической церкви в данный период, определить силу влияния крестовых походов на общественно-политическую атмосферу своего времени. В данной курсовой работе была осуществлена попытка, ответить на некоторые из них. Изучение крестовых походов даёт богатый материал для выработки возможно более полных и точных научных представлений о важнейших особенностях средневековья.
Данная курсовая работа посвящена одному из самых интересных крестовых походов – первому. В основу работы были положены работы: Заборова М.А.; Васильева А.А.; Клари Р. В трудах данных историков довольно плотно и всесторонне освещается проблема крестовых походов (организация, события).
Так же в данной работе для более объёмного раскрытия темы был использован ряд источников, представляющих большой интерес при написании курсовой работы.
”Алексиада”- первоклассный исторический источник, единственное произведение, в котором систематически и полно излагается история Византии конца XI – начала XII вв.*
Действительно материал, который представляет сочинение византийской принцессы в распоряжение историка, трудно переоценить. В основном, придерживаясь хронологической последовательности, Анна повествует о времени царствования отца. Иногда она рассказывает о событиях подробно и обстоятельно, иногда бегло и даже поверхностно, но не опускает ни одного значительного и важного эпизода.
Исключительное значение для данной работы имеют Х и ХI книги “Алексиады”, где повествуется о таком важном событии средневековой истории как крестовый поход. Об этом периоде имеются полноценные сведения у западных хронистов, многие из которых сами были участниками похода, и история крестоносного движения известна и без Анны. Но “Алексиада” в ряду других многочисленных источников занимает особое место.
Во-первых, византийский автор хорошо осведомлен о событиях, связанных с движением крестоносцев по Малой Азии в 1096-97гг и “Алексиада” часто содержит фактические сведения, отсутствующие в других источниках.
Во-вторых, западные хронисты, как правило, двигавшиеся вместе с каким-то определенным отрядом крестоносцев, умеют описать события очевидцами которых они были, но подчас оказываются не в состоянии дать общей картины. Анне же иногда удается это сделать. Но это еще не главное. Все западные историки излагают история Первого крестового похода с ярко выраженных апологетических позиций. С их точки зрения крестовое движение – угодное богу дело, а его единственная цель - освобождение гроба господня.
Интересно, что Анна в оценке движения крестоносцев проявляла удивительную проницательность и разделяет массы двинувшихся на Восток людей на простых воинов, введенных в заблуждение, и откровенных хищников типа Боэмунда, цель которых одна нажива. Такая позиция писателя определяет не только характер изложения событий, но и сам выбор фактов.
Все западные хронисты единодушно обвиняют Алексея в предательстве, считают его действия одной из главных причин бедствий крестоносцев. Анна же дает прямо противоположную оценку событий: коварные латиняне нарушили клятвы и сами навлекли беды на себя и на Византию.*
Теперь несколько слов о Никите Хонианте и его произведении.
В своей истории Хониант занимается важнейшей эпохой средних веков, когда враждебные отношения запада к востоку достигли самой высокой степени напряжения, разразившись крестовыми походами и основанием латинской империи в Царьграде.
Его воззрения на западных крестоносцев и на взаимные отношения востока к западу отличаются глубокой правдой и тонким историческим смыслом, какого не представляют и лучшие памятники западной средневековой литературы. Преимущества римского мира перед варварским, под которым подразумевает Никита все европейские народы, за исключением эллинов, состоит в следующем: между народами германского происхождения Н. Хониант не находит взаимного общения и единства: все они представляются ему отдельными племенами, без блистательного прошлого и высокого будущего. Они чужды изящных наук и искусств, которые облагораживают человека ,возвышают его духовные способности над чувственными проявлениями и телесными побуждениями. Запад и западные дела останавливают на себе главнейшим образом внимание писателя.
Он сообщает весьма обстоятельные сведения об отношениях Византии к крестоносцам. Однако напрасно было бы искать у Никиты всех подробностей об отношениях к западу.
Как военный писатель Никита слаб, не указывает, например, плана военных действий, не может познакомить с целями, которые преследуют император или его полководцы и неприятель. Но он силен там, где нужно указать историческое отношение лиц и событий, нарисовать картину бедствий и т.п.
Также в данной курсовой работе были использованы и другие менее более или менее значимые источники: Такие как “Обращение царя Алексея Комина к папе Урбану II; Выступление папы Урбана II на Клермонском соборе;
Предпосылки I крестового похода.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--