Курсовая работа: Планирование уроков внеклассного чтения в средних классах
Введение
Глава 1 Особенности подготовки и проведения уроков внеклассного чтения
1.1 Отечественная методология внеклассного чтения
1.2 Уроки внеклассного чтения
1.3 Внеклассное чтение на уроках литературы
Глава 2 Планирование системы уроков внеклассного чтения в средних классах
2.1 Основные требования к урокам внеклассного чтения
2.2 Система уроков внеклассного чтения в 7-9 классах
2.3 Примерный план урока внеклассного чтения по поэме Б.Ахмадулиной «Сказка о дожде» в 7-8 классах
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность: Внеклассное чтение - одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.
Опыт передовых педагогов прошлого и творчески работающих современных учителей-словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов -это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект.
Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). Вышедшие в последние годы многочисленные хрестоматии, специально предназначенные для внеклассного чтения, во многом облегчили работу учителя-словесника.
Сегодня наблюдается ослабленный интерес детей к чтению в целом. Несмотря на многочисленные издания, и классической детской литературы, и модернизированной, все-таки, чтение отводится на второй план. Предпочтение дается телевидению, компьютерным играм, музыке, Интернету подросткам среднего звена (7-8 классов). Таким образом, актуальность работы обусловлена данной проблемой.
Цель курсовой работы - выявить особенности подготовки и проведения уроков внеклассного чтения в средних классах.
Задачи:
-Рассмотреть научную литературу, посвященную методологии проведения внеклассного чтения;
-Раскрыть особенности подготовки и проведения внеклассного чтения на уроках литературы;
-составить план урока внеклассного чтения по поэме Б.Ахмадулиной «Сказка о Дожде» для учащихся 7-8 классов.
Новизна исследовательской работы состоит в том, что впервые составлен план урока внеклассного чтения по поэме Б.Ахмадулиной «Сказка о Дожде» для учащихся 7-8 классов.
Метод исследования: для достижения поставленной цели нами были использованы метод исследования и анализа.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Глава 1 Особенности подготовки и проведения уроков внеклассного чтения
1.1 Отечественная методология внеклассного чтения
Путь отечественной методики к читателю-школьнику был долгим и неровным. Его характеризовали подъемы и спады, удачи и поражения, яркие эпизоды сотрудничества учителя и учеников и годы отчуждения.
Словесники постепенно приходили к мысли о необходимости серьезного изучения и учета читательской индивидуальности; в процессе преподавания складывалась методика изучения, ведущая свое начало от педагогов конца XIX — начала XX в.: Х.Д. Алчевской, Н.А. Рубакина, А.П. Нечаева, Ц.П. Балталона и др Словесники прошлого вынуждены были признать не только существование внеклассного чтения, в котором преобладала не классика, а «сыщицкая литература», приключения и фантастика, но и тот факт, что читаемые школьниками вне класса книги часто «гораздо сильнее влияют на воспитание и развитие молодого существа, чем классные уроки» [12;16].
Особый интерес представляет идея индивидуализации чтения, пропагандировавшаяся в начале XX в. в работах Н.А. Рубакина, писавшего о необходимости «приспособления списков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются», и считавшего более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей [5;76].
В начале 20-х гг. популярными были социологические опросы, выявлявшие общую картину чтения в стране. Разнообразные методы изучения читателей нашли отражение в сборнике «Детское чтение: методы изучения» (1928), подготовленном под руководством Н.А. Рыбникова.
В 60-70-е гг., после долгого затишья в изучении читателей, был проведен целый цикл крупномасштабных социологических исследований («Советский читатель», «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», «Исследование художественных интересов современных школьников» и др.), в которых в значительной мере были сглажены все острые углы. Правда, авторы последнего исследования, приводя цифровые данные, свидетельствующие о преобладании интереса к литературе среди других художественных интересов школьников, все же отмечали: «Наибольшим престижем у ребят пользуется литература, однако реально они прежде всего интересуются кино» [14;35].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--