Курсовая работа: Понятие канона в структуре житийного жанра

2004

П Л А Н:

Введение............................................................................................................... 3

1. Древнерусское житие....................................................................................... 5

1.1.Литературные особенности житийного жанра.......................................... 5

1.2. Историческая и литературная ценность произведений агриографии.... 7

2. Каноны житийного жанра............................................................................. 9

2.1. Составляющие канонов житийного жанра............................................... 9

2.2. Каноны изложения житийных историй................................................... 14

2.3. Каноническая структура житийного жанра в 12-13 веках.................. 15

Заключение и выводы........................................................................................ 18

Список используемой литературы................................................................... 20

Введение

Наше обращение к жанру жития обусловлено духовным возрождением русского общества, возрастанием интереса к святоотеческой литературе, а также полной неизученностью древне- и старорусской агиографии, которая, по схеме иерархии жанров древних славянских литератур, занимает ключевое место в древней словесности: житийный жанр располагается на стыке литератур конфессионально-литургической и оригинальной национальной.

Изучение русской святости в ее истории и ее религиозной феноменологии является сейчас одной из насущных задач нашего христианского и национального возрождения.

В светском сознании понятие "канон" чаще всего ассоциируется лишь с одной стороной его существования - художественной. Но еще А.Ф.Лосев, пытаясь определить понятие художественного канона, отмечал чрезвычайную "разноречивость и запутанность представлений о его сущности". Он не говорит о причинах такого положения. На наш взгляд, одной из них является то, что канон для культур канонического типа - понятие более широкое, имеющее как эстетические, так и внеэстетические аспекты, и рассматривать любые его проявления необходимо, учитывая всю его целостность. Являясь конструктивной основой художественного символа, канон, как правило, не был носителем эстетического (или художественного) значения. Оно, однако, возникало на его основе в каждом конкретном произведении искусства[1] .

Все возрастающая потребность общества в увеличении объема информации, связанной с историей, историей религии, необходимость детального исследования произведений житийного жанра как литературного, исторического и духовного наследия Древней Руси и явилась причиной выбора для курсовой работы темы «Понятие канона в структуре житийного жанра».

1. Древнерусское житие

1.1.Литературные особенности житийного жанра

В духовном запасе, каким располагала Древняя Русь, не было достаточно средств, чтобы развить наклонность к философскому мышлению. Но у нее нашлось довольно материала, над которым могли поработать чувство и воображение. Это была жизнь русских людей, которые по примеру восточных христианских подвижников посвящали себя борьбе с соблазнами мира. Древнерусское общество очень чутко и сочувственно отнеслось к таким подвижникам, как и сами подвижники очень восприимчиво усвоили себе восточные образцы.[2]

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 263
Бесплатно скачать Курсовая работа: Понятие канона в структуре житийного жанра