Курсовая работа: Понятия библиотечно-информационной среды
Оглавление
1. Введение
2. Общие понятия Библиотечно-информационной среды
3. Роль среды в формировании ребёнка-читателя
4. Изучение читателя-ребенка в библиотеке
5. Взгляды педагогов, теоретические основы формирования читателя
Заключение
Список литературы
1. Введение
Современный человек с детства погружен в информационную среду, он живет среди телевидения, видео, книг, журналов, компьютерных игр и т.п. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и выполнении профессиональных обязанностей, но и при вызове врача, воспитании детей (чтение соответствующей литературы).
Большое значение приобретает информационная культура личности при выборе профессии, трудовой деятельности, отдыха, и после ухода на пенсию человек часто становится еще более активным потребителем информации (телесериалы, книги, газеты).
Таким образом, информация играет все большую роль в жизненном цикле человека, пронизывает всю его деятельность. Формируется информационный образ жизни. Складывается представление об информационной инфраструктуре, информационной среде.
Впервые в российской науке проблемы информационной среды стали разрабатываться Ю.А. Шрейдером в 70-х годах XX в. (71).
Информационная среда сегодня меняется быстрее, чем все остальное. Несмотря на это библиотека была, есть и будет информационным социальным институтом, обеспечивающим право доступа пользователей к информации, влияющим на формирование нравственных идеалов, ценностей.
Читая книгу, не только узнаешь, как жить, но и получаешь от этого удовольствие. А библиотека - огромный мир знаний. Здесь заложено само сердце книги". Возможно, эта девочка до конца еще не понимает, какой важный смысл она вложила в эти слова. Ибо, по выводам социологов и психологов, именно чтение формирует образованную, социально ценную личность, именно чтение формирует интеллект.
2. Общие понятия Библиотечно-информационной среды
Понятие библиотечной среды не является общепризнанным, официально утвержденным стандартизованным термином.
Однако существует авторская трактовка термина: известный библиотековед М.Я. Дворкина предложила под библиотечной средой понимать совокупность определенных составляющих внутренней среды библиотеки - информационную, материальную, эмоционально-психологическую, культурную, экологическую. "Библиотечная среда есть всё окружение работника и пользователя в библиотеке".
Цель: формирование познавательной и информационной культуры учащихся помощью новых информационно-коммуникационных технологий.
Учащиеся - это главная целевая группа пользователей школьной библиотеки. Учащиеся пользуются библиотекой для самых разных целей. Они ощущают ее как открытую, свободную среду, где они работают над всевозможными заданиями как индивидуально, так и в группах. Роль библиотеки заключается в том, чтобы консультировать и обучать учащихся этим видам работы и создавать в библиотеке такую обстановку, которая обеспечивает ученику необходимую поддержку. Обычно работа школьников в библиотеке заключается в следующем:
• выполнение традиционных домашних заданий;
• работа над проектами, презентациями;
• поиск нужной информации и её правильное использование;
• просветительская деятельность (организация выставок, проведение интеллектуальных, познавательных игр, библиотечных уроков, консультирование);
• информационная деятельность (подбор материалов, необходимых для работы ученику, учителю, родителям);
• организация конкурсов проведение библиотечных мероприятий с использованием ИКТ;
• сотрудничество с детскими библиотеками города;
Как видим, структура внутренней библиотечной среды представлена достаточно конкретно, чего нельзя сказать о внешней библиотечной среде. М.Я. Дворкина выделила внешнюю среду (макросреду) библиотеки. Возникает вопрос: каковы границы этой внешней макросреды? Можно ли считать внешней библиотечной средой конкретного библиотечного учреждения всю культурно-социальную среду общества? Видимо, нет, но это требует отдельного изучения и подтверждения.
В этой статье рассматривается только внутренняя библиотечная среда. Итак, согласно определению М.Я. Дворкиной, содержание этого понятия охватывает библиотеку в целом. Однако оно неоднородно - наряду с прочими в нем есть культурная составляющая. Уточняя понятие этой составляющей, предлагаю назвать ее культурной средой библиотеки и попытаюсь определить ее содержание.
Учитывая сущностный смысл термина культура как сферы творчества, мира созданных человеком материальных и духовных ценностей, ценностного отношения человека к окружающему миру, на мой взгляд, под культурной средой библиотеки следует понимать особый гуманистический стиль и интеллигентный характер взаимоотношений библиотекарей и пользователей, духовно-нравственную, творческую атмосферу и культурные (комфортные) условия общения.
Для аргументации этого определения сошлюсь на мнение М.Я. Дворкиной - "характер общения отражает степень культуры, духовности библиотечной среды", а также на предложенную А.В. Соколовым формулу интеллигентности, включающую образованность, креативность, гуманизм, альтруизм, толерантность, служение культуре, которой должен соответствовать библиотекарь как субъект культуры.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--