Курсовая работа: Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Московская государственная юридическая академия
Первый московский юридический институт
Кафедра «Трудовое право»
Курсовая работа:
«Тема 4. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров »
Выполнил студент
Заочного отделения
3 курса 2 группы
Барумов О.
Москва 2003
План:
1. Понятие индивидуального трудового спора и причины их возникновения.
2. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
3. Образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция.
4. Порядок, сроки обращения и рассмотрения споров в КТС и сроки обжалования их решений.
5. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах. Сроки обращения, рассмотрения и исполнения решений судов по индивидуальным трудовым спорам.
Задача
Нормативные акты и литература
1. Понятие индивидуального трудового спора и причины их возникновения.
В соответствии со ст. 381 ТК индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Трудовой спор возникает, если разногласия между работодателем и работником — субъектами трудового правоотношения — по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов о труде, коллективного договора, соглашения о труде, а также условий трудового договора не урегулированы. Поэтому одна из сторон трудового договора обратилась в соответствующий юрисдикционный орган (КТС или суд) с жалобой.
Трудовой спор — это спор об установлении нового трудового субъективного права, например права на получение зарплаты в более высоком размере или льготой преимуществ, а также спор между сторонами относительно объема их взаимных прав и обязанностей, уже установленных в нормативных актах и включенных в трудовой договор. Иногда спор ведется о том, как надо толковать или применять закон, ту или иную статью коллективного договора или иных соглашений о труде.
Правоотношения, связанные с трудовым спором, возникают на основании поступившего в юрисдикционный орган (КТС или суд) заявления о разногласии между сторонами трудового договора по вопросам применения законодательства о труде или соглашений об условиях труда, а также по вопросам возмещения материального ущерба или компенсации морального вреда.
Завершается трудовой спор принятием судом (или КТС) решения о признании субъективного права или об отказе в удовлетворении требования, а также применением санкций и других мер по предотвращению в дальнейшем неправомерных действий работодателя или работника.
Процедура рассмотрения исковых трудовых споров — это установленная законодателем форма процесса разбирательства индивидуального трудового спора, начиная с подачи и принятия заявления по нему юрисдикционным органом и кончая вынесением и исполнением решения.
Трудовые правоотношения характеризуются постоянной противоположностью интересов их субъектов. Разногласия между ними возникают по поводу применения норм трудового законодательства; предметом их является конкретный факт применения, который по-разному оценивается сторонами трудового отношения, либо конкретное условие труда, предлагаемое к установлению одним из субъектов и отвергаемое (полностью или частично) другим. В подобном случае могут возникнуть разногласия по поводу установления новых или применения существующих условий труда. Они перерастают в трудовой спор, который разрешается в установленном законом порядке.
В качестве субъектов трудовых споров выступают субъекты трудового правоотношения: работодатель и работник, субъективное право которого, по его мнению, нарушено.
Трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые, на индивидуальные и коллективные. К спорам искового характера принято относить разногласия, возникающие в связи с применением нормативных актов о труде и договоров о труде, а к спорам неискового характера — разногласия, возникающие в связи с изменением либо установлением новых условий, не урегулированных нормативными правовыми актами и соглашениями о труде. Трудовой спор индивидуален, поскольку одной из его сторон является конкретный работник — субъект трудового правоотношения.
Защита трудовых прав субъектов трудовых правоотношений является важной правовой обязанностью органов, к компетенции которых законодатель отнес защитную функцию. Защита трудовых прав работников — это установленные государством средства и способы, с помощью которых осуществляется охрана трудовых прав и интересов, а также принудительное восстановление их в случае нарушения и возмещение при этом работнику в полном объеме материального ущерба и морального вреда.
Основанием возникновения трудовых споров является виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей одним из субъектов трудового правоотношения.
2. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Разногласия субъектов трудового правоотношения о применении работодателем законодательства о труде или соглашении о труде, которые не были урегулированы работодателем и работником, разрешаются юрисдикционными органами: КТС и судом в пределах предоставленных им прав.
Вопрос о том, где должен разрешаться конкретный индивидуальный трудовой спор — в комиссии по трудовым спорам или суде, определяется в соответствии с их подведомственностью.
Подведомственность трудовых споров — это распределение компетенции по их разрешению между органами, наделенными правом рассматривать трудовые споры и выносить юридически обязательные для их субъектов решения. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора играет большую практическую роль, поскольку решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.
По подведомственности все трудовые споры можно разделить на рассматриваемые:
— в общем порядке, когда КТС является обязательной первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда;
— непосредственно в суде, минуя КТС.
Отнесение трудового спора к одной из указанных выше групп означает, что другие органы или неправомочны рассматривать данный спор, или могут его рассмотреть только после того, как он был рассмотрен первоначально КТС.
Конституция РФ закрепляет обязанность государства и правоохранительных органов защищать права работников. Поэтому каждый работник, если он считает свои трудовые права нарушенными, имеет право на квалифицированную юридическую помощь и, прежде всего, на судебную защиту. Защита трудовых прав субъектов трудовых правоотношений — это установленные государством и закрепленные в правовых актах средства и способы, с помощью которых осуществляется охрана трудовых прав и законных интересов, предусмотренных законодательством, соглашениями и договорами о труде. Сюда же входит принудительное восстановление субъективных трудовых прав органами по разрешению трудовых споров и специальными исполнительными органами, а также возмещение при этом материального ущерба и компенсация морального вреда в объеме, определенном законом я иными нормативными правовыми актами.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--