Курсовая работа: Потребление населением материальных благ и услуг
Министерство образования и науки Российской Федерации
Российская международная академия туризма
Волжско–камский филиал
Факультет менеджмента гостеприимства
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Статистика
На тему: " Потребление населением материальных благ и услуг"
Выполнила: студентка 3 курса
заочного отделения Орехова Н.В.
Проверил: преподаватель Герасимова О.Ю.
Дата защиты: _________
Оценка: ______
Набережные Челны, 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава 1. Потребительское поведение: основные подходы.. 5
1.1. Сущность потребительского поведения. 5
1.2. Потребление и социальная дифференциация. 7
1.3. Общество потребления. 9
Глава 2. Статистические исследования уровня жизни населения в россии 12
2.1. Доходы и потребление в условиях экономического роста. 12
2.2. Основные показатели потребления товаров и услуг 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 32
ВВЕДЕНИЕ
Потребительское поведение, потребление благ и услуг долгое время оставалось периферийным объектом в статистике, которая в большей степени интересовалась процессом труда и трудовыми отношениями, а также распределительными конфликтами и отношениями неравенства. В конце прошлого столетия потребительская проблематика начала развиваться очень активно. Однако основная часть статистических исследований развернулась в культурологической области, фокусируясь прежде всего на символической стороне потребления. Дополнительный импульс этим исследованиям придало широкое увлечение постмодернистскими дебатами. В результате статистика потребления развивалась несколько особняком не только от экономической теории, но и от основных течений современной экономической социологии, и такие вопросы, как структура потребительских рынков, состав и мотивы их участников, организационное и институциональное оформление процесса потребления изучались явно недостаточно, оставлялись на долю маркетологов. Впрочем, к началу XXI века в статистике потребления наметилось сближение между культурологически и экономически ориентированными течениями, что позволяет надеяться на плодотворные результаты в будущем.
В данной работе делается попытка рассмотреть специфику экономико-статистического подхода к анализу потребления. Сначала будет дано общее определение понятия "потребление", затем посмотрим, каким видит потребителя экономисты. Переходя к экономико-статистическим концепциям, будет представлено потребление как средство социальной дифференциации. В завершении будет изложен анализ тенденций современного общества потребления. В практической части рассматривается современное положение в области потребления населением материальных благ и услуг, а также, каким образом происходит генерация доходов жителей нашей страны. Для наглядного представления приводятся в виде таблиц статистические показатели денежных доходов, прожиточного минимума и стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг за 2004 год.
Целью курсовой работы является изучение основных характерных черт потребительского поведения населения России.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
1. Изучить сущность потребительского поведения;
2. Выявить различия в потребительских установках между группами людей;
3. Провести статистическое исследование потребления населением России материальных благ и услуг в 2004 году;
4. Изучить статистические показатели (индексы), применяемые для обозначения и исследования потребительского уровня населения на конкретный период.
При написании курсовой работы были использованы такие учебные пособия, как "Статистика" Дробозина А.И., "Курс экономической теории" Чепурина М. Н.; периодические издания – "Профсоюзы и экономика", "Российская газета", "Вестник общественного мнения" и другие.
Г лава 1. Потребительское поведение: основные подходы
1.1. Сущность потребительского поведения
Начнем с того, что для многих потребление ассоциируется с физическим расходованием (уничтожением) материальных благ (например, поглощением пищи). Но в современном мире все более значимая часть потребляемых благ выражена не вещами, а услугами, которые могут вообще не принимать предметную форму, реализуясь посредством отношений между людьми.
Под потреблением также обычно понимается использование полезных свойств предметов или процессов, благодаря которым они приобретают характер блага. И это несомненно верно. Но к потреблению, определяемому с экономической точки зрения, следует относить использование не всяких, а только ограниченных благ, в которые, вдобавок, вложены человеческие усилия, что отделяет эти блага от чистых продуктов природы. В этом смысле правомерно говорить о потреблении очищенной питьевой воды и неправомерно - о "потреблении" атмосферного воздуха. [10, с.5]
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--