Курсовая работа: Право как мера свободы личности

1. Введение. Предпосылки происхождения права

2. Понятие и сущность права

а)право и свобода

б) признаки права

в) сущность права

г) функции права

3. Правовой статус личности

а) понятие, виды

б) принцип и содержание правового статуса личности

в) права и свободы человека и гражданина

4. Конституционные права и свободы человека и гражданина

5. Гарантии прав и свобод личности

6. Заключение


Существует много теорий, где право определяется в соот­ветствии с их собственными посылками и обоснованиями. Однако мы будем исходить из того, что право есть совокупность норм, направленных на регулирование общественной и индивидуальной деятельности людей. [1]

Право уже на этапе своего возникновения выполняет и функцию оформления (обеспечения, обоснования) государственно­го, классового насилия, принуждения, приобретая подчас весьма произвольные формы создания и осуществления. Безусловно, юри­дически оформляются функция насилия - такова реальность пра­вового бытия. Однако эта функция не характеризует основное соци­альное значение и назначение права, она возникает спорадически в определенных, как правило, экстремальных, внешних и внутренних условиях жизни общества. Ее проявление и появление, результат ненормального взаимоотношения правовой системы и государ­ственной власти, результат действия не только объективных, но и субъективных факторов. [2]

Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический интерес. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его осо­бенности и черты; дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития, четче определить все свойственные ему функции — основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества, его политической системе.

Среди теоретиков права никогда не было раньше и в настоящее время нет единства взглядов на происхождение государства и права.

Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного проис­хождения государства и права. На рубеже XII— XIII веков в Запад­ной Европе развивается, например, теория "двух мечей". Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А вто­рой — они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и являет­ся слугой церкви. Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова Фомы Аквинского (1226 — 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Сам "боже­ственный разум", согласно учению Ф. Аквинского, управ­ляет всем миром, лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.

Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей.

Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право — на смену обычаям.

Известные во всемирной истории крупнейшие разделе­ния труда, связанные с отделением скотоводства от зем­леделия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания его жизни. Становится экономически выгодным исполь­зовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше уби­вали или принимали на равных в свой род, стали превра­щать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали.

В обществе сначала наметилось, а затем по мере разде­ления труда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. Чтобы получить достаточно продукта, стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий, расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, ус­тойчивые группы, классы, социальные прослойки.

Пока не было имущественного разделения населения и социального неравенства, общество вполне могло обхо­диться и обходилось обычаями, опиравшимися на власть авторитета советов старейшин и регулировавших все об­щественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, противоречащими друг другу и противоборствующими интересами.

Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержа­щихся в них правил, в новых условиях оказались бессиль­ными. Появилась жизненная необходимость в новых пра­вилах — регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспе­чивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право. [10]


Свобода — способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Однако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть огра­ничивается определенными рамками.

Две группы факторов, ограничивающих свободу индивида:

1. Природно-биологические, обусловленные биологической при­родой человека: необходимость есть, пить, дышать, спать, отправ­лять естественные потребности и т. п.

2. Социальные, обусловленные социальной природой человека. Это прежде всего правила общего характера (социальные нормы), устанавливающие, что можно, нужно и нельзя делать. К соци­альным нормам относятся мораль, религия, обычаи, мода, корпо­ративные правила, право и т.д. Все эти нормы так или иначе ограничивают произвол отдельного индивида (индивидов), уста­навливая пределы его индивидуальной (корпоративной) свободы.

С позиции правоведения человек свободен, но в определенных правовых рамках. «Являясь организующим началом общественной жизни, право не может выполнять этой функции иначе, как при помощи установления известных обязанностей и границдля част­ногопроизвола» (П.Новгородцев). Правовыенормыопределяют границыиндивидуальной свободы.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 612
Бесплатно скачать Курсовая работа: Право как мера свободы личности