Курсовая работа: Правовое воспитание понятие и место в процессе воспитания личности

1.1 Исторический аспект возникновения воспитания

1.2 Различные подходы к понятию содержания правового воспитания

Глава 2. Место правового воспитания в системе воспитания личности

2.1 Правовая социализация личности

2.2 Роль правового воспитания в процессе воспитания личности

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о правовом воспитании был и остается актуальным с момента возникновения первых форм организации человеческого общества и появления первобытных традиций и обычаев.

История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов местного самоуправления и общества в целом.

Но невозможно говорить о формировании правосознательной личности без учета ее воспитания в целом. Ведь успех правового воспитания непосредственно зависит от уровня подготовленности человека. Невозможно воспитать того, кто не обладает для этого минимальным запасом знаний.

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, так как показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства.

Целью моей курсовой работы является раскрытие понятия правового воспитания через его изменение в процессе исторического развития. А также выявление роли правового воспитания в процессе воспитания личности в целом.

Глава 1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1.Исторический аспект возникновения воспитания

Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному человеку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффективность и значительное соответствие целей, средств и результатов воспитания.

Можно сказать, что воспитывала сама жизнь; природная среда требовала от человека только такого поведения и действия, которые позволили бы ему выжить. В данный период проявлялся традиционный характер ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых, опыт которых был сравнительно невелик. Воспитание в первобытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов. Любые виды самоограничений, с которыми сталкивался ребенок, были коллективными и носили обязательный характер. В данном типе воспитания мы встречаемся с уникальным опытом стремления человека от неумения к умению, от незнания к знанию, а также к возникновению потребностей познания окружающего мира.

По мере становления цивилизации первый тип воспитания, основанный на естественном разделении труда и соответствующей социокультурной сущности первобытной эпохи, уступает место второму типу воспитания. Этот тип был детерминирован общественным разделением труда и сопровождался имущественным и социальным неравенством. Различные социальные группы и отдельные люди имели возможности, соответствующие их общественному положению. В результате у них появились разные педагогические задачи. То есть произошла дифференциация целей воспитания и способов реализации последних. Поэтому второй тип представляет историческое многообразие воспитания человека, обусловленное социокультурными особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.

Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека. Но для каждой великой или локальной цивилизации характерны свои особенности воспитания.

Правовое воспитание, как особая форма общественной деятельности, начинает складываться с появлением права как специфического средства регулирования человеческого поведения. В глубокой древности центрами такой деятельности служили храмы. К примеру, в древнем Шумере 3 тыс. лет до н. э. при храмах создавались школы, готовившие писцов для хозяйственных и административных нужд и прежде всего для государственного и храмового аппаратов. В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в образовании выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. У шумеров воспитанник в идеале должен в полной мере овладеть письмом, искусством певца и музыканта, умением выносить разумные и законные решения, а также разбираться в жертвоприношениях богам. В древневавилонских школах воспитанник наряду с усвоением знаний по арифметике, пению и музыке, по распределению рационов, делению имущества и практическим их применением должен был овладеть и умением «запечатывать документы». Основным источником правовых знаний являлись законы царя Хаммурапи. Воспитанники египетских школ (возникли они в 3-м тысячелетии до н. э.) на первом этапе учились считать, читать и быстро писать. На втором этапе долгого и сложного обучения одни ученики овладевали языком, литературой, музыкой и становились авторами поэм, хроник, песен и гимнов; другие овладевали математикой и становились строителями зданий, кораблей и сооружали каналы; третьи же изучали основы хозяйствования и законодательства. Третьих было большинство, и их главным занятием было составление юридических и хозяйственных документов.

Дальневосточная цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. и также утвердилась в Корее и Японии. Несмотря на некоторую динамику, содержание воспитания в рамках данной цивилизации оставалось практически неизменным вплоть до начала XX века. В процессе истории дальневосточная педагогическая традиция сложилась как результат синкретического единства конфуцианства, даосизма и буддизма.

Китайскому философу Конфуцию принадлежит одна из первых в истории человечества идей, заключающихся во всестороннем развитии личности. Он отдавал преимущество перед образованностью развитию в человеке нравственного начала. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации воспитывали в молодых людях почтительность к старшим, проповедовали стремление к достойной жизни, соразмерной с общественными нормами, ориентировали на бесконечное самосовершенствование.

Ближневосточная цивилизация формировалась под мощным влиянием ислама, иудаизма и христианства. Ее культурная и, соответственно, педагогическая традиция была проникнута глубокой монотеистической религиозностью, сочетавшейся с элементами рационализма. Человек в мусульманской культуре считался рабом всемогущего Аллаха. Под воспитанием понимали процесс культивирования добродетелей, важнейшей из которых считалось единство слова и дела. Поэтому смысл воспитания сводился к выработке у воспитанников навыков послушания, повиновения воле Аллаха и исполнения религиозных обязанностей. А также требовалось строго выполнять предписанные нормы поведения, которые носили сакральный характер и вводили человека в традиционный уклад жизни — конфессиональную, кастовую, родовую общность.

Возникнув в глубокой древности, правое воспитание в аспекте целенаправленной психолого-педагогической деятельности, по формированию правовой культуры в человеческом обществе постоянно развивалась, охватывая все более широкий круг людей, совершенствовалась по формам, методам и средствам от одной исторической эпохи к другой.

В истории развития педагогических традиций каждого народа имеются характерные особенности, которые определяют неповторимость соответствующих тенденций в каждой стране. Также на процессы воспитания и образования оказывают влияние факторы повседневной жизни, культуры и цивилизации, исторической ситуации в стране.

1.2. Различные подходы к содержанию понятия правового воспитания

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспи­тании, а о правовой социализации человека, когда он «воспиты­вается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществ­ляющих правовую деятельность (правомерную или неправомер­ную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Логически правовая социализация, является разновидностью социализации вообще процесса усвоения человеком культурно-социальных норм и освоения им социальных ролей. Человек, живя в обществе, не может вести себя так, как ему заблагорассудится. Большая часть нашего поведения не есть продукт нашей природы, а есть результат социального научения - социализации.

Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение пра­вовой культуры человека, группы людей и общества в целом. Например, можно привести в пример такие определения как:

«Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру»

«Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры»

Правовое воспитание также определяется как особый вид государственной деятельности. Правовое воспитание - целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание» как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности. В современную действительность входят такие понятия как «правовоспитательная деятельность» государства, «институт правового воспитания», что говорит о том, что правовое воспитание рассматривается как вид государственной деятельности.

Некоторые авторы, например Кваша А.А., определяют правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда» - продолжает автор, «необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон».

Правовое воспитание привлекло серьезное внимание отечественной юридической науки где-то в 60-е гг. двадцатого столетия, в годы так называемой «хрущевской оттепели». Видимо, первой специальной монографической работой, посвященной проблемам правового воспитания, стала работа И.Ф.Рябко «Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе», опубликованная в Ростове-на-Дону в 1969 г.

В вышеназванной монографии И.Ф. Рябко было предложено довольно спорное понятие правового воспитания. По его мнению, правовое воспитание есть «определенное и систематическое влияние на сознание, психологию воспитуемых (индивидов и общественных групп) всего уклада общественной жизни и идеологических факторов...» (2.С.135) Критики, вполне резонно, отметили серьезную противоречивость такого подхода к пониманию правового воспитания. В нем автором объединены два, хотя и тесно связанных, но в то же время существенно отличающихся потока правового воздействия «на сознание, психологию воспитуемых»: стихийного и организованно целенаправленного. То есть он рассматривает правовое воспитание очень широко. Так, в частности, В.П.Зенин справедливо пишет, что И.Ф.Рябко рассматривает правовое воспитание «очень широко, включая в него влияние и идеологических факторов, и всего уклада общественной жизни, то есть и то, что зависит от работы воспитателей, и то, что от них не зависит, а только ими учитывается. Влияние же это по своему характеру не может быть одинаковым: в первом случае оно является целенаправленным, во втором в определенной мере стихийным, что может иметь разные последствия» (3. С.29).

Для разрешения данного противоречия в понимании правового воспитания учеными-юристами было предложено несколько вариантов. Так, один из них наиболее четко сформулировал А.Д.Бойков. Он предложил всеохватывающий процесс воздействия на сознание воспитуемых объективных условий жизни: ближайшего бытового окружения воспитуемого, учебного или трудового коллектива, личного правового опыта и т.д. — именовать правовым воспитанием в широком смысле. А в узком смысле правовое воспитание есть вид организованного и целенаправленного воздействия на сознание воспитуемых «как специфический вид специально организованной деятельности».(4. С.24). Таким образом, если И.Ф.Рябко не вполне обоснованно в одном понятии объединил существенно разные аспекты правового воспитания, то А.Д.Бойков также не совсем обоснованно их совершенно обособил, отделил друг от друга.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 432
Бесплатно скачать Курсовая работа: Правовое воспитание понятие и место в процессе воспитания личности