Курсовая работа: Применение методов нейро-лингвистического программирования в обучении
Тема курсовой работы: «Применение методов нейролингвистического программирования при обучении».
Прежде всего, необходимо дать определение нейролингвистическому программированию (Далее - НЛП) – это направление в теоретической и практической психологии, отличающееся от аналогичных психотерапевтических методов ориентацией на эффективность проведения терапевтического вмешательства. Данное направление утверждает, что существует метод и процесс обнаружения паттернов, используемых выдающимися личностями в любой области для достижения выдающихся результатов. Этот процесс называется моделированием, и обнаруженные с его помощью паттерны, умения и техники находят все более широкое применение в консультировании, терапии, образовании и бизнесе для повышения эффективности коммуникации, индивидуального развития и ускоренного обучения.
Таким образом, НЛП применяется не только в психологии и психотерапии, бизнесе и для личностного развития, но и в образовании. Создатели НЛП утверждают, что с его помощью многое из школьного курса можно сделать гораздо быстрее и эффективнее, а главное, не создавая школьных фобий, развивая способности учеников. Причем, что интересно, это относится к любому обучению, не обязательно школьному. На применении НЛП в образовании я и хотел бы остановиться подробнее.
Ввиду всё более очевидных недостатков и проблем современной российской системы образования, было бы не только интересно, но и крайне полезно исследовать инновационные методики школьного образования, предлагаемые нашими заграничными коллегами. Тем более что именно эти методики сейчас всё активнее развиваются и продвигаются за рубежом, а, значит, стоят того, чтобы на них обратили внимание отечественные педагоги и исследовали их должным образом. К сожалению, наблюдается большой дефицит литературы, связанной именно с применением методов НЛП при обучении. Отсюда следует и малая изученность данной темы. Поэтому, работая над данной темой, мне хотелось проверить, насколько реальны те возможности по обучению с помощью методов НЛП, о которых заявляют их авторы. И насколько они эффективны в рамках современного российского школьного образования.
Цель исследования: Выявление степени эффективности применения методов НЛП при обучении в школе по сравнению с традиционными методами обучения
Задачи исследования:
Определение методов и методик НЛП при обучении. Их систематизация.
Практическая работа и анализ исследования эффективности применения методов НЛП при обучении в школе на примере среднестатистического класса
Обоснование выбора методов проверки гипотезы
Разработка процедуры (схемы) исследования
Проведение исследования
Формулировка выводов
Объект исследования: Применение методов нейро-лингвистического программирования при обучении
Предмет исследования: Методы НЛП при обучении в школе
Гипотеза: Методы НЛП более эффективны в сравнении с традиционными методами обучения в школе.
В данной курсовой работе тема раскрыта следующим образом: сначала перечислены и подробно изложены основные методы и постулаты НЛП при обучении в школе, затем проведена практическая работа и анализ эффективности применения методов НЛП при обучении в школе, основанные на разработанной мною процедуре исследования, а после - сделаны выводы.
Глава 1. Применение НЛП в обучении
1.1. Специфика процесса получения ШКОЛЬНОГО образования
Методы и техники, используемые без понимания лежащего в их основе способа организации учебного процесса, почти наверняка обречены на короткую жизнь, как любая причуда образования. Это дает возможность понять феномен, когда каждые 5-10 лет одни и те же методы и техники появляются под разными названиями. При поверхностном взгляде нейро-лингвистическое программирование может восприниматься как новое название старых вещей. Однако это не так. Есть все основания утверждать, что идеи и техники НЛП представляют собой точную модель восприятия, опыта, стратегии мышления.
Школа имеет свою собственную уникальную культуру, в рамках которой имеется несколько субкультур с собственными паттернами процесса обучения и невербальной коммуникации (невербальная - несловесная, то есть осуществляемая посредством жестов, мимики). Поскольку образовательные уровни школы естественно дифференцированы, каждый порождает собственные паттерны эффективных обучающих стилей. Уровни группируются в следующие категории:
Начальные (третьи - четвертые) классы, подростки, старшие классы, специальное образование.
УЧЕНИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Как только детям исполняется 5 лет, они покидают детский сад и начинают свое путешествие по образовательному конвейеру. Они поступают в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные воспринимают реальность, прикасаясь (на ощупь), обоняя (на запах), на вкус, толкая, кидая и разбирая мир на части. Обычная практика начальной школы - “идти через” процедуры: большая часть времени тратится на кинестетическое обучение учеников.
УЧЕНИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный. Учеников, не адаптировавшихся к такому переходу, убирают со “школьного конвейера” и отправляют в “коридор” (доучивание, переучивание, спецклассы...).
УЧЕНИКИ СТАРШИХ КЛАССОВ
По мере продвижения к старшим классам стиль школьного конвейера снова меняется и определяется преимущественно как визуальный. Содержание становится более абстрактным, символическим, графическим. Неспособные перестроиться на визуальную форму обучения ученики выпадают из конвейера и попадают в коридор, собирающий преимущественно аудиалов и кинестетиков.
УЧЕНИКИ И УЧИТЕЛЯ ПОДРОСТКОВЫХ КЛАССОВ
Эта образовательная структура самая сложная. Очень редко встречаешь учителя, который действительно хотел бы учить 12 – 15-летних. Человек с юмором усомнится в психическом здоровье людей, желающих учить “гормональный клуб Америки” - детей, чьи химические реакции проходят настолько быстро и непредсказуемо, что они чувствуют себя как бы живущими в другом теле.
Откуда же приходят учителя, обучающие эти “эмоциональные вулканы школьного конвейера”? Из двух других структур. Имеющие,, опыт работы в начальных классах несут свою любовь, внимание... - все, что отражает их стиль обучения. Другие учителя ожидают вакансий в старших классах или в высшей школе.
Успешный учитель этого уровня знает, что его работа - самая сложная и эмоциональная. НЛП предоставляет учителям этого уровня помощь в самых необходимых областях: установление раппорта (особое состояние успешной коммуникации), управление стрессом, установление дисциплины Учитель должен делать постоянный упор на заботу, разговаривая с учеником и даже просто слушая.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--