Курсовая работа: Применение общедидактических принципов в организации занятий по развитию математических представлений у детей в ДОО
Введение
I. Теоретические основы исследования применения общедидактических принципов в организации занятий по развитию математических представлений у детей в ДОО
1.1 Принципы обучения как категория дидактики
1.2 Современные проблемы дидактических принципов обучения
1.3 Реализация общедидактических принципов в организации занятий в ДОО
II. Экспериментальная работа по применению общедидактических принципов в организации занятий по развитию математических представлений в ДОО
2.1 Констатирующий этап эксперимента
2.2 Формирующий этап эксперимента
2.3 Контрольный этап эксперимента
Выводы
Литература
Приложения
Введение
Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. [1]
Программа по математике в детском саду направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанн6ость, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности. [3]
Когда говорят о процессе организации занятий как сложной системе, включающей в себя учебную деятельность воспитателя и учебную деятельность воспитанника, имеют в виду организованное обучение.
Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности.
Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения. [6]
Проблема исследования применения дидактических принципов в организации занятий с детьми дошкольного возраста носит актуальный характер на современном этапе. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов; данная тема изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин; требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы; высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы.
Актуальность изучения применения общедидактических принципов в организации занятий по развитию элементарных математических представлений обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данному вопросу в современной педагогике, с другой стороны, его недостаточной разработанностью.
Объектом данного исследования является анализ условий применения общедидактических принципов в организации занятий по развитию математических представлений у детей в детском саду.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является теоретическое и практическое изучение темы с точки зрения современных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы "Применение общедидактических принципов в организации занятий по РЭМП у детей в детском саду";
2. Исследовать условия и значение применения дидактических принципов в организации занятий по развитию математических представлений в детском саду;
3. Выявить на практике роль применения общедидактических принципов в повышении уровня математического развития дошкольников в современных образовательных учреждениях.
I. Теоретические основы исследования применения общедидактических принципов в организации занятий по развитию математических представлений у детей в ДОО
1.1 Принципы обучения как категория дидактики
Процесс обучения, являясь составной частью целостного педагогического процесса, в современном образовании, в том числе и дошкольном, направлен на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
Обобщенный опыт организации занятий по усвоению основ науки показывает, что для обеспечения единого подхода к воспитанникам, к выбору средств и методов учебной работы воспитатель должен придерживаться положений, носящих универсальный характер. [1]
В связи с этим в дидактике разработаны принципы, которые рассматриваются как важнейшие требования к организации процесса обучения, его содержанию, формам и методам. Эти единые требования получили название дидактических принципов или принципов обучения. Организация процесса обучения в соответствии с дидактическими принципами позволяет построить его на научной основе.
Вместе с тем следует иметь в виду, что дидактические принципы, выражая определенные закономерности обучения и передовой опыт учебно-воспитательной деятельности дошкольного обучения, не являются раз и навсегда установленными. Они постоянно углубляются и видоизменяются в соответствии с теми задачами, которые ставит перед образованием общество. [2]
Таким образом, общедидактические принципы – это основные направляющие положения, возникающие в результате анализа научно – педагогических закономерностей и практического педагогического опыта. Они являются главным ориентиром в педагогической работе воспитателя.
Основные дидактические принципы, которыми и на современном этапе организации занятий руководствуются педагоги, в том числе и дошкольного образования, провозгласил К.Д. Ушинский. По его мнению, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке. [15]
Доступность обучения (природосообразность) – содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем изучаемый материал должен требовать от детей определенных усилий для его усвоения.
Принцип научности обучения – научный уровень знаний должен сочетаться с доступностью и яркостью изложения, служить задачам нравственного и эстетического воспитания; должен содержать материал для наблюдений. [6]
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--