Курсовая работа: Проблема детской одаренности

Содержание

Введение

I. Проблема изучения детской одаренности

1.1Сущность основных понятий одаренности

1.2Теоретические модели одаренности

1.3 Виды и проявления одаренности в детском возрасте

1.4 Факторы, влияющие на развитие детской одаренности

II. Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности

2.1Диагностика детской одаренности

2.2Обучение и воспитание одаренных детей

2.3 Современные подходы к исследованию детской одаренности

III. Оценка степени изученности проблемы детской одаренности

Список литературы

Введение

Наиболее интересной для студентов педагогических университетов, на мой взгляд, является проблема детской одаренности. Само понятие одаренность очень многогранно, требует широкого осмысления и разностороннего подхода.

Проявление индивидуальных различий по способностям имеет существенное значение в дошкольном детстве, определяющее развитие личности в целом, ее дальнейшее становление и проявления на последующих возрастных этапах. Именно перед специалистами дошкольной педагогики и психологии, родителями стоит решающая задача развития природных возможностей детей и как можно более раннего выявления у них особого потенциала, свидетельствующего о наличии бесценного дара природы – одаренности.

Свидетельства о неравенстве умственных возможностей людей имели место еще в древнейшие времена. Генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существования выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их «неземном», божественном происхождении (от лат. «гений» – дух). Значение, близкое к современному, термин «гений» приобрел лишь в эпоху Возрождения. Эпоха за эпохой взгляды древних ученых модернизировались, но востребованы системой образования не были. Именно поэтому вплоть до создания первых специализированных учебных заведений, стимулом к изучению природы одаренности служил спонтанно возникший интерес к проблеме, свойственный любому исследователю.

Первые объективные суждения об одаренных детяхпоявились в начале прошлого столетия. Необходимость поиска резервов решения наиболее существенных задач, стоящих перед современным обществом, придает проблеме развития одаренных детей особую актуальность. Повышенное внимание к проблеме одаренности главным образом связано с экономическим рывком многих развитых стран, а именно с возросшим уровнем общей образованности населения и значительными достижениями в области психолого-педагогических наук.

Интенсивно проблема одаренности разрабатывается в зарубежной психологии. Такие исследователи как К. Текекс, С. Мерленд, М. Карнес и многие другие ученые исходят из натуралистических представлений о детской одаренности и побуждают к созданию условий, раскрывающих имеющийся потенциал одаренного ребенка, не ограничивая возможности его развития. В отечественной психологии на основе работ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца и других авторов ставится акцент на определяющей роли культуры в развитии ребенка.

Интерес к данной проблеме не иссяк и в настоящее время. Изучение детской одаренности год от года привлекает все большее число научной интеллигенции. Некоторые современные исследователи, американцы Нэнси Энн Тэпп, Ли Кэрролл и Джен Тоубер, утверждают, что особо одаренные дети обладают необычными психологическими характеристиками и поведением, провозглашая их как посланцев нового мира. Тем не менее, стоит заметить, что понятие одаренности в нашей стране долгое время не принималось. Провозглашался противоречивый лозунг о не существовании неспособных детей, о всемогуществе воспитания, формируя общественное мнение о природной одаренности всех без исключения.

На самом деле, у каждого нормального ребенка присутствуют задатки практически к любой деятельности. Но это отнюдь не означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех же способностей у всех детей. Таким образом, интерес и необходимость изучения проблемы детской одаренности никогда не потеряет своей значимости и актуальности.

I. Проблема изучения детской одаренности

1.1 Сущность основных понятий одаренности

Итак, индивидуальные различия наиболее явно выступают в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей. При этом важно учитывать не только сами особенности ребенка, но их преимущества для роста способностей. Когда такого рода различия выступают при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности, они указывают на те особенности психики человека, которые и называют его способностями или одаренностью.

Истоки возникновения детской одаренности и ее развития в дошкольном возрасте наиболее последовательно начинали изучаться коллективом сотрудников лаборатории способностей НИИ дошкольного воспитания под руководством Л.А. Венгера. В качестве исходного момента была использована модель психики ребенка, согласно которой понятие одаренность раскрывается через понятие способности.

Итак, под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющийся на протяжении длительного отрезка его жизни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией. Согласно этой концепции умственно одаренный ребенок дошкольного возраста – тот, у которого наиболее развиты характерные для дошкольников способности и интерес к познавательной деятельности. Под способностями понимаются универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. Высокий уровень развития способностей позволяет одаренному ребенку быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, находить пути ее решения, создавая замыслы новых творческих продуктов. Таким образом, если словом «способности» принято называть отдельные психические свойства, то одаренностью называют своеобразное сочетание способностей у человека, единство, которое они составляют.

На основе данных о личности, многие психологи соотносят понятия развивающаяся личность и развивающаяся одаренность и видят явную зависимость между этими понятиями. Пробуждающаяся одаренность может существовать, воздействуя на становление личности, вырабатывая личностные качества. Формирование личности вступает в сложные и иногда противоречивые отношения с проявлениями одаренности.

Стоит подчеркнуть, что важным для становления личности является ее собственная внутренняя активность. Так, принижение субъекта в человеке, распространение одномыслия, послушной исполнительности губительны для развитие его способностей. И, наоборот, в проявлении активности человек раскрывается как субъект во всем своем индивидуальном своеобразии.

Итак, способности и одаренность формируются в ходе жизни, благодаря усвоению общественного опыта, и этот процесс неотделим от собственной активности растущего человека. В ходе жизнедеятельности у ребенка развивается и сама его активность, и возможности ее саморегуляции, что играет важную роль в развитии способностей.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 251
Бесплатно скачать Курсовая работа: Проблема детской одаренности