Курсовая работа: Проблема формирования целостного миропонимания посредством уроков физики
Содержание
Введение
1. Формирование целостного миропонимания
1.1 Понятие миропонимания
1.2 Психолого-педагогические проблемы формирования целостного миропонимания
2. Значение уроков физики для формирования целостного миропонимания
2.1 Особенности содержания учебного предмета физика
2.2 Роль физических моделей в формировании физической картины мира и целостного миропонимания
3. Методические особенности уроков обобщения и систематизации знаний в контексте задач формирования целостного миропонимания
3.1 Урок-зачёт и его возможности в формировании целостного миропонимания
3.2 Методические особенности формирования механической картины мира
3.3 Методические особенности формирования электромагнитной картины мира
3.4 Методические особенности формирования квантово-полевой картины мира
3.5 Методические особенности формирования целостной физической картины мира
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время, когда объём информации удваивается менее чем за три года (результаты исследований ЮНЕСКО), школьники перегружены не по количеству часов, а по объёму информации, приходящемуся на каждую минуту урока. У ребят не остаётся времени обдумать, осознать и «присвоить» полученные сведения, а это сказывается на уровне глубины усвоения знаний. Возможно – это одна из причин столь низких результатов российских школьников в международном исследовании PISA, которое проверяет умение применять знания в различных, в том числе нестандартных, ситуациях.
Многие педагоги признают необходимость перехода от учения как запоминания, накопления статичных знаний к учению как интеллектуальному развитию, к формированию динамически структурированных систем умственных действий. Перед школой стоит задача формирования у учащихся целостного миропонимания и научного мировоззрения, умения самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. В связи с этим необходимо научить детей самостоятельно получать необходимые знания, самосовершенствоваться. Очевидно, что учебно-воспитательный процесс должен быть ориентирован на сформирование у школьников целостного миропонимания, как стержня мировоззрения человека.
Роль физики, как науки и как учебного предмета, в формировании целостного миропонимания трудно переоценить. Физическая картина мира (ФКМ) – часть естественнонаучной картины мира, которая в свою очередь является основой научной картины мира. Научная картина мира – стержень целостного миропонимания. Именно поэтому я выбрала для своей работы тему, раскрывающую вопросы формирования целостного миропонимания посредством уроков физики.
В качестве объекта моего исследования можно выделить процесс формирования целостного миропонимания при обучении физике; предметом исследования являются проблемы, возникающие при формировании целостного миропонимания на уроках физики.
Цель работы – исследовать возможности учебного предмета «физики» по формированию целостного миропонимания и вычленить проблемы, возникающие при формировании миропонимания на уроках физики, показать возможные пути их решения, разработать примерные конспекты уроков по физике, позволяющих сформировать у учащихся целостную ФКМ, включающую механическую, электромагнитную и квантово-полевую картины мира.
Задачи:
- изучение литературы,
- определение понятия «миропонимание» и выявление психолого-педагогических проблем формирования целостного миропонимания учащихся;
- изучение роли и возможностей учебного предмета физики в формировании целостного миропонимания);
- выявление методических особенностей формирования целостного миропонимания на уроках физики;
- изучение методических особенностей урока-зачёта, уроков по обобщению и систематизации знаний учащихся;
- разработка примерных конспектов уроков позволяющих решить проблему формирования целостного миропонимания учащихся на уроках физики.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--