Курсовая работа: Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте
Брест 2007
Содержание
Введение ...........................................................................................................3
Глава1. Особенности Я-концепции в юношеском возрасте .......................5
1.1 Юношеский возраст (границы) ............................................................. 5
1.2 Задачи юношеского возраста ................................................................. 8
Глава2. Смысл жизни ................................................................................... 23
2.1 Понятие смысла жизни ..........................................................................24
2.2 “Онтогенез” поиска смысла жизни .......................................................31
Глава3. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций................. 35
3.1 Используемая методика и ее описание ................................................ 35
3.2 Анализ полученных данных ............................................................... 38
Заключение ....................................................................................................41
Список использованных источников ......................................................... 43
Приложения .................................................................................................. 45
Введение
Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей /девушек, в частности особенностей формирования поиска смысла жизни.
Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте остается актуальной так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия смысла жизни; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у юношей и девушек. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.
Исследование проблем молодежи вообще – веление времени. Вопрос о молодежи всегда остро стоит, прежде всего, потому, что это поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру.
В связи с важностью поиска смысла жизни для личностного развития в юношеском возрасте, актуально и необходимо исследование ценностных ориентаций в указанный возрастной период.
Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер. Э. Шпрангер, и др.
Цель исследования: исследовать ценностные ориентации современной
молодежи.
Объект исследования: мировоззрение юношей и девушек.
Предмет исследования: ценностные ориентации испытуемых.
Гипотеза: у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку.
Задачи исследования:
1) на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить проблему поиска смысла жизни в юношеском возрасте;
2) выявить наличие различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--