Курсовая работа: Проблема профессиональной подготовки советского учителя в первое послевоенное десятилетие
Актуальность выбранной тематики обусловлена тем, что фигура учителя в обществе всегда играла ключевую роль. Роль педагога исключительно велика в воспитании личности и формировании социально активного человека. От подготовки учителя зависит его деятельность и качество работы с детьми, что важно было во все времена. Для того, чтобы проследить развитие учительства как профессиональной группы в послевоенное советское время, проводится данное исследование.
Цель работы: Рассмотреть профессиональную подготовку учителей в послевоенные годы в Горьковской области
Объект – учительство послевоенных лет
Предмет – профессиональная подготовка советских учителей в послевоенное время
Задачи исследования, которые следует раскрыть:
– в первой части произведена характеристика учительства как профессиональной группы на примере Горьковской области
– во второй части рассматривается проблема повышения квалификации учителей
– в третьей части идет речь о подготовке советских учителей в послевоенное время
В работе использованы материалы 9 источников.
1. Характеристика учительства как профессиональной группы
Вопрос о роли личности учителя в педагогическом процессе всегда являлся одним из самых актуальных. Обозначившееся еще со времен Сократа в сфере философской мысли внимание к человеку, его личностному бытию никогда не ослабевало, а, напротив, нарастало.
Исследуя роль личности учителя в образовании, условно вычленяются две основные составляющие, или функции, образования:
- Первая функция представляет собой процесс передачи знаний – обучение;
- Вторая функция – процесс воспитания.
С одной стороны, эти функции можно рассматривать как относительно независимые. С другой же стороны, совершенно очевидно, что обе эти функции взаимосвязаны в едином образовательном процессе и взаимодополняют друг друга, поскольку единство обучения и воспитания семантически и этимологически заложено в самом термине «образование».
Роль учителя в развитии общества очень важна: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Рассматривая учительство как профессиональную группу, можно сказать, что послевоенные годы явились довольно сложным периодом для советского учительства. Начиная с 20–30‑х годов – после объявления всеобщего образования, ощущалась хроническая нехватка преподавательских кадров в стране.
Проблемы объективной оценки опыта развития советской школы послевоенных лет развиваются в русле двух концептуальных подходов. Сторонники первого из них акцентируют внимание на анализе негативных процессов и тенденций развития советской школы, её политизации, огосударствлении, идеологизации. По выражению известного московского исследователя З.Г. Дайча, советская школа оказалась «зажата тисками тоталитаризма» и вместо социального института стала государственным учреждением, «функционирующим в режиме единообразия, единомыслия и единоначалия» [1, с. 89]. По мнению уральского историка М.В. Суворова, «политика партийно-советского руководства, направленная на политизацию образования, привела к формированию учителя нового типа, отличительными чертами которого были идеологизированное сознание, государственный патриотизм, агрессивность по отношению к мнимым и настоящим «врагам», преобладание коллективных ценностей над индивидуальными проявлениями личности» [2, с. 65].
Подобный исследовательский подход, фиксирует реальные, хотя, и не всегда определяющие тенденции развития советской школы. Более перспективными нам представляются позиции тех авторов, которые сосредотачивают исследовательский поиск не только на анализе деформаций системы образования в СССР, но и концентрируют внимание на созидательной составляющей практики школьного строительства, социального творчества советского учительства, стремятся выявить в противоречивом опыте рациональный материал, имеющий долговременные ценностные ориентиры.
Качественный состав учительства в предвоенные годы имел следующий состав: выходцы из рабочих составляли среди учителей сельских начальных школ только 5,8%, а категория «служащих» и «прочих» равнялась соответственно 43,3%.
Сердцевину идеологической работы органов власти среди учительства составляла формирующая система их политического образования, которая включала разные формы: вовлечение педагогов-коммунистов и комсомольцев в сеть партийной и комсомольской учёбы, организация кружков при Домах работников просвещения, школ политграмоты, самообразование и др. Широким каналом массовой политической пропаганды среди интеллигенции были различные учительские съезды, совещания и конференции, созываемые на всех уровнях: всесоюзные, республиканские, региональные и др.
Негативное влияние на психологическую атмосферу в школах, на трудовую деятельность учителей оказывал постоянный контроль за «политической благонадежностью» педагогического персонала. Например, предвзятым было отношение к учителям, имевшим дореволюционный стаж работы. «Неугодными» оказывались учителя непролетарского происхождения. В 1930–1940-е гг. кадры школьных учителей истории и преподавателей вузов не раз подвергались «чисткам». Сначала это был так называемый «большой террор», когда сотни преподавателей вузов, учителей были оклеветаны и репрессированы. В послевоенный период проверялись лица, находившиеся на оккупированной территории или сотрудничавшие с немцами. В случае подтверждения подобных фактов учителя и преподаватели вузов освобождались от занимаемых должностей.
Проблемы школьного всеобуча не исчерпывались количественными параметрами, охватом обучения детей, открытием новых ученических мест, строительством школьных зданий и т.д. Центральным направлением школьной политики Советского государства являлась организация учебно-воспитательного процесса в школе в полном соответствии с его идеологическими, политическими постулатами. Профессионально-педагогическая работа учителя осложнялась жёстким курсом правящего режима на идеологизацию всей школьной жизни. [3, с. 19]
Оценка условий жизни учительства в 1946–1950 гг.
Условно этот период в отношении материального обеспечении учительства можно разделить на два этапа. С 1946 по 1948 гг. государство проводило в отношении учительства режим жесткой экономии. С 1 октября 1946 г. с карточного снабжения снимается часть сельских учителей, связанных с сельским хозяйством. В качестве помощи учителям практикуются компенсационные выплаты (за наем квартиры, за пользование светом, единовременная помощь малообеспеченным учителям). Они не покрывали учительских расходов и не способствовали улучшению материального положения учителей. С 1948 по 1952 гг. Советское государство переходит к масштабным мерам по улучшению быта учителей. С 1 января 1948 г. их дети освобождаются от платы за обучение в старших классах и педагогических вузах, с 1 февраля этого же года заработная плата учителей повышается на 15%. Вводится пенсия за выслугу лет в размере 40% от оклада при непрерывном 25‑летнем стаже. Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР от 10 февраля «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» сельские учителя обеспечивались безвозмездно земельными участками в размере 0,25 га на семью. Подсобные хозяйства учителей освобождались от налогообложения, если их доход не превышал 3000 руб. в год. Колхозы были обязаны предоставить учителям в бесплатное пользование пастбища и сенокосные угодья. Этим же постановлением предусматривалось введение в действие плана строительства жилья для сельских учителей на 1948–1950 гг. Однако данные социальные программы не были реализованы в полной мере. Колхозы, обремененные непосильными налогами, саботировали выполнение постановления, не выделяя учителям положенную землю либо взимая за пользование ей деньги. План строительства жилья для сельских учителей был выполнен лишь на 30%. Материально–бытовое положение учителей оставалось тяжелым. Если городские учителя испытывали серьезные проблемы с жильем, то для сельских учителей более актуальными были проблемы своевременного получения топлива и снабжения продуктами и промтоварами. Даже после отмены карточной системы сельское население в целом и учителя в частности испытывали товарный дефицит. «Особенности социально–правового положения учителей в 1946–1952 гг.» дается характеристика таких важнейших составляющих социально–правового статуса учительства как объем его декларируемых и реальных прав, уровень правовых гарантий со стороны государства и общества. С одной стороны государством неоднократно подчеркивался высокий социально–правовой статус советского учительства. С 1948 г. учителя награждались орденами и медалями СССР за выслугу лет. Только по Горьковской области в 1951–1952 учебном году к различным наградам было представлено 4008 учителей. Наиболее авторитетных из них выдвигали в органы власти.
Наряду с этим учительство в целом и отдельные его категории подвергались жесткой дискриминации. Прежде всего, это касалось свободного времени учителя. После работы он вынужден был участвовать в различных мероприятиях на общественных началах. Через школьные парторганизации государство активно вмешивалось в семейную жизнь учителей. Широкий размах приняла в первые послевоенные годы практика незаконного перевода учителей с одного места работы на другое без санкций ОблОНО. На VI областной конференции Кировского обкома профсоюза работников начальной и средней школы заместитель министра просвещения РСФСР С.М. Языков призвал профсоюз «запретить РОНО безобразничать в вопросе перевода учителей». По данным комиссии Министерства просвещения РСФСР только за 9 месяце 1952 г. в Горьковской области было незаконно переведено из школы в школу 86 учителей. Часть учителей преследовалась государством по политическим мотивам. Преследованию подвергались дети и родственники священников, царских чиновников, кулаков, репрессированных. После Великой Отечественной войны к ним прибавились репатрианты, бывшие военнопленные и лица, находившиеся во время войны на оккупированной территории. Наиболее распространенными формами дискриминации по отношению к этой категории учительства были: негласный контроль государственных органов, увольнение с работы, понижение по службе. Все вышеназванные дискриминационные меры существенно обесценивали социально–правовые гарантии, декларируемые государством в отношении учительства. Архивные материалы свидетельствуют о случаях перехода учителей на работу в другие сферы – официантами, уборщиками, продавцами. Учитывая неудовлетворительное состояние с обеспечением школ учителями, центральными и местными органами власти предпринимались попытки вернуть на работу педагогов, работавших не по специальности. Пытаясь хоть как-то улучшить свое материальное положение, некоторые учителя занимались платным репетиторством. Однако подобные «антисоветские и антигосударственные» случаи осуждались как неприемлемые в советской школе и пресекались. На идейные позиции, настроения педагогов оказывали немалое воздействие их материально-правовое положение, отношение к ним руководителей государственных, хозяйственных институтов. Ответом стал «уход» части школьников и студентов – будущих учителей – в сферу личных интересов и девиации.
Таким образом, как профессиональная группа учительство развивалось в послевоенные годы в тяжелых материально-бытовых условиях, при плотной загруженности и абсолютном отсутствии личного времени, ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров, оказалось, что престиж профессии был невысоким и поэтому партией была разработана политика на стимулирование учительского труда.
2. Проблема повышения квалификации учителей
В послевоенный период сложилась система повышения квалификации учительских кадров, состоящая из возникшей еще до войны сети институтов усовершенствования учителей, городских и районных методических кабинетов, кустовых предметных объединений педагогов опорных и базовых школ, занимающихся переподготовкой и повышением квалификации учителей. Постепенно увеличивались плановые задания на проведения курсовых мероприятий. В каждой союзной республике регулярно стали проводиться тематические «Педагогические чтения».
Значительная часть учителей повышала свой идейно-политический уровень в системе политического просвещения, вечерних университетах марксизма-ленинизма и партийных школах, методологических семинарах и кружках. Особенно активизировалась работа по распространению политических и научных знаний среди учительства и родителей с созданием в 1948 г. Всесоюзного общества «Знание». По инициативе ряда педагогических институтов и других высших заведений на общественных началах стали создаваться народные университеты научно-педагогических знаний. В конце 50‑х годов получили распространение педагогические школы передового опыта, в которых лучшие учителя рассказывали о своем творческом труде, выступают с рефератами, дают уроки. [4, с. 162]
Анализ исторического опыта становления и развития системы повышения квалификации педагогических кадров связан с разработкой новой парадигмы последипломного образования. Исторический анализ уроков реорганизации и реформ структурно-деятельностных элементов последипломного образования, в частности повышения квалификации, способствует поиску новых горизонтов исследуемой проблемы. Курсы повышения квалификации, как одна из наиболее традиционных форм, продолжают развиваться как в организационном, так и в содержательном аспектах.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--