Курсовая работа: Проблемы детско-родительских отношений
Содержание
Введение
1. Типы конфликтных семей
2. Детско-родительские отношения в структуре семейных отношений
3. Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми: конфликт взаимоотношений или сложности взаимного восприятия
4. Типология стилей детско-родительских отношений
5. Психокоррекционная работа в сфере детско-родительских отношений
Заключение
Список литературы
Введение
Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания.
Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним - является значительным фактором развития личности ребенка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Авторы, занимающиеся этой проблемой (Р.В. Бортов, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова, М.В. Быкова и другие), отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Копырло и др.).
Вместе с тем, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о конкретном влиянии воспитательных принципов каждого из родителей на различные структурные элементы личности, в том числе на уровне отдельных черт личности, на уровне смысловых образований личности.
Детско-родительские отношения разными психологами описывается весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений.
Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Родительские установки, или позиции - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в этой области осуществляли А.Я. Варга и В.В. Столин, которые понимали под родительскими установками "систему, или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним" [3]. Под родительским стилем подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. Таким образом, в качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты.
Цель - выявить конфликты в сфере детско-родительских отношений.
Задачи:
изучить типы конфликтных семей;
выявить детско-родительские отношения в структуре семейных отношений;
рассмотреть проблемы взаимоотношений;
выявить типы стилей детско-родительских отношений;
разработать рекомендации коррекции детско-родительских отношений.
1. Типы конфликтных семей
Приведем типы неблагополучных семей, определенных С. Минухиным и основные факторы, которые оказывают на них влияние.
Семья "па-де-де" (от франц. pasdedeux- танец вдвоем, музыкально-танцевальная форма в балете) состоит из двух человек, с обедненной структурой ролей и высокой зависимостью друг от друга. В такой семье меньше возможностей поддерживать нормальный ритм человеческих взаимоотношений; отношения между супругами слишком близкие, что ограничивает свободу действий членов семьи. Помимо общих трудностей в данных семьях существуют сложности, связанные с депривацией значимых потребностей человека.
Семья типа "аккордеон", или дистантная семья, - семья, в которой один из членов подолгу отсутствует из-за специфики своей профессии. Название данного типа семьи также связано с графическим изображением ее структуры. Трудности такой семьи связаны с нарушением нормального функционирования супружеской подсистемы. Сами супруги, как правило, испытывают депривацию потребностей в интимности, поддержке, защите и нередко живут "в режиме ожидания" в течение нескольких месяцев. Такие супружеские отношения могут быть формой скрытого развода.
Флуктуирующие (неустойчивые) семьи - семьи, часто меняющие место проживания. Непостоянство касается социальной среды. Даже при переездах внутри одной страны у членов семей разрываются сформировавшиеся значимые отношения с соседями, друзьями. Изменяется привычная инфраструктура, ландшафт, география среды; члены семьи переживают состояние миграционного стресса. Состояние улучшится, когда начнут формироваться новые взаимоотношения, но к этому должны быть осознанно приложены определенные усилия.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--