Курсовая работа: Проективные методики при изучении личности
1.2.Классификация проективных методик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.3 Области применения проективных методик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.4. Возможности и ограничения проективных методик. . . . . . . . . . . . . . . 22
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Глава 2. Эмпирическое исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Введение
В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методики стали широко использоваться во многих областях психологической практики. Однако не всегда их применение оправдано задачами конкретного исследования, а получаемые результаты интерпретируются в категориях, адекватных представлениям о личности, сложившимся в отечественной психологии.Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений. О важности места, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания.
Степень научной разработанности: Традиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона. Именно им принадлежит честь первого использования метода свободных ("словесных") ассоциаций. Также в этом направлении работали такие психологи как: К.Г. Юнг, Г. Кент и А. Розанов, Д. Рапапорт, Герман Роршах , В.В. Абрамов, Дж. Келли, Д. Кроут, Т. Канн,
Объект: личность студентов
Предмет: личностные особенности студентов гуманитарных и технических ВУЗов
Гипотеза исследования: Студенты технических ВУЗов являются более конформными по сравнению со студентами обучающимися в гуманитарных вузах.
Цель исследования: изучение методологической основы проективных методик при исследовании личности и проведение с их помощью сравнительного анализа двух различных групп студентов
Задачи:
1. Описание основных характеристик проективных методик.
2. Обзор основных классификаций проективных методик.
3. Выявление возможных областей применения проективного метода.
4. Анализ возможностей и ограничений проективных методик.
5. Подбор психологического инструментария для эмпирического исследования.
6. Проведение эмпирического исследования, проверка психометрических показателей методики.
7. Анализ полученных результатов.
Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы и практическое применение проективного метода.
1.1. История развития и обоснования проективных методик.История развития проективного метода показывает, что он не существует вне теории личности; в то же время связь между проективным методом и теорией не является однозначной и неизменной. Еще более сложны и опосредованы отношения между той или иной теорией и отдельно взятой методикой’. Безусловно, рождение метода в той или иной степени подготовлено уже сложившейся теорией, хотя этот факт может и не вполне осознаваться самими исследователями. В этом случае возникает впечатление, что и методика — не более чем удачная находка ее создателя, часто мало обеспокоенного теоретическими изысканиями. Парадоксальность подобной ситуации выявилась с особенной очевидностью, когда спустя десятилетия после возникновения проективных методик, их связь с основными теориями личности стала предметом методологической рефлексии, т. е. превратилась в особую исследовательскую задачу.
Проективные тесты - психологические тесты, направленные на выявление личностных особенностей, где субъекту предлагается интерпретировать рисунки или неопределенные конфигурации, такие, как чернильные пятна, исходя из собственного воображения", другие определения, напротив, громоздки и многословны. Однако общей особенностью любого адекватного определения является:
1) упоминание проекции как принципа, положенного в основу метода;
2) указание на свободный характер ответов испытуемого, не оцениваемых с точки зрения их правильности и неправильности;
3) указание на неопределенность и неоднозначность стимульного материала, которых тем самым отличается от стимульного материала интеллектуальных и других тестов. Нельзя обойти вниманием и еще одну особенность проективных тестов - неопределенность инструкции для испытуемого; неопределенность, которая выражается в том, что он, как правило, не представляет себе, каким образом будут интерпретироваться его ответы; неслучайно А. Анастази весьма точно называет проективные тесты методиками "замаскированного тестирования" [3].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--