Курсовая работа: Профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности
Содержание:
Введение. стр. 3 - 5
Глава Ι Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального самоопределения на разных этапах развития личности.
1.1. Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение». стр. 6 - 9
1.2. Особенности профессионального самоопределения
на разных этапах развития личности. стр. 10 - 15
1.3. Профессиональное самоопределение старшеклассников. стр. 16 - 20
Вывод по Ι главе. стр. 21 - 22
Глава ΙΙ Экспериментальное изучение профессионального
самоопределения на разных этапах развития личности.
2.1. Контингент испытуемых и методики исследования. стр. 23 - 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов. стр. 25 - 28
2.3. Рекомендации для преподавателей и старшеклассников. стр. 29 - 30
Вывод по ΙΙ главе. стр. 31
Заключение. стр. 32 - 34
Приложение. стр. 35 - 37
Библиография. стр. 38
Введение:
Ежегодно тысячи юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям. При этом большая часть молодых людей сталкивается с серьёзными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством. Причинами этих затруднений является то, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Старшеклассника манят десятки профессий. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.
Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, однако ему предшествуют этапы:
1. Первичный выбор профессии, он характерен для учащихся младшего школьного возраста, когда ещё не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки;
2. Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст). На этом этапе возникают и формируются профессиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
3. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии осуществляется после получения школьного образования;
4. Профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений;
5. Самореализация в труде (частичная или полная) связана с выполнением или невыполнением тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.
Итак, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения. [13]
Целью нашего исследования является изучениеособенностей профессионального самоопределения на разных этапах развития личности.
Объектом нашего исследования является профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--