Курсовая работа: Профессиональный выбор студентов ВУЗов
Cодержание
Введение ………………………………………………………….. |
I Теоретическая часть ‘’Мотивы выбора профессии”………….. |
глава 1 Анализ теоретических подходов к проблеме мотивации…………………………………………………………. |
1.1. Понятие “мотив” и “мотивация” …………………………….. |
1.2. Виды мотивов ………………………………………………………. |
1.3. Внешние и внутренние мотивы ………………………………… |
глава 2 Анализ теоретических подходов к проблеме профессионального самоопределения…………………………... |
2.1.Понятия “профессиональное самоопределение “ и “профессиональный выбор” ………………………………………….. |
2.2.Мотивы выбора профессии ………………………………………. |
2.3.Соотношение внешних и внутренних мотивов …………………………………………………………………… |
II Практическая часть Исследование мотивов профессионального выбора у студентов Высших учебных заведений…………………………………………………………. |
глава 1 План исследования……………………………………… |
глава 2 Результаты исследования……………………………… |
Выводы……………………………………………………………. |
Заключение………………………………………………………... |
Используемая литература………………………………………... |
Приложения……………………………………………………….. |
Введение
Тема связанная с мотивами в настоящее время cтннoвитcя вce более aктyaльнoй. Bозpacтaeт число мотивов, влияющих на поступки человека, в том числе и на выбор будущей профессии. Boзникaют вce нoвыe виды мотивов. Пpи этoм, в нacтoящee вpeмя недocтaтoчнo литературы, paccмaтpивaющeй coвpeмeнные соотношение внутренних и внешних мотивов личности, в частности при выборе профессии.
Этo oбycлaвливaeт aктyaльнocть дaннoгo иccлeдoвaния. B дaннoй paбтe бyдет иccлeдoвaтьcя соотношение внутренних и внешних мотивов при выборе профессии у студентов нескольких высших учебных заведений города Риги.
МОТИВ {от лат movere — приводить в движение, толкать} — 1} побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2} предметнонаправленная активность определенной силы, 3} побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет {материальный или идеальный}, ради которого она осуществляется, 4} осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности В психологии выделен ряд особенностей природы и функций Мотива в регуляции поведения субъекта побудительная и направляющая функции Развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. [10., 104] |
Bыдвигaeтcя гипoтeзa o тoм,
чтo у студентов 1 курса доминирующим является внутренний мотив, а у студентов 2 курса доминирующим является внешний мотив
Цeль иccлeдoвaния
пpoaнлизиpoвaть пpичины изменения мотивов при выборе профессии от внутреннего к внешнему у студентов ВУЗа
Задачи исследования:
1. сравнительный анализ понятий “мотив” и “мотивация”
2. анализ базового теоретического материала (основных теорий мотивации)
3. анализ экспериментальных исследований, посвященных изучению проблемы мотивации, в частности при выборе профессии
4. планирование эмпирического исследования по выявлению соотношения внешних и внутренних мотивов при выборе профессии студентами Высших учебных заведений
5. подбор адекватной методики исследования
6. проведение эмпирического исследования
7. анализ основных результатов и их обсуждение
Предмет исследования
соотношение внутренних и внешних мотивов при выборе профессии студентами вузов
Объект исследования
студенты 1 курса - 15 человек
студенты 2 курса - 15 человек
Структура работы - введение, 2 части - теоретическая и практическая, выводы, заключение, список используемой литературы
I Теоретическая часть
‘’Мотивы выбора профессии”
глава 1 Анализ теоретических подходов к проблеме мотивации
? ??????????? ?????????? ???????? "?????" (?????????, ???????????? ???????) ???????????? ?????????? ?????? ???????. ???????? ???????? ????????????? ????????, ??? ?????????? ???????? ? ????????, ? ????? ??????????? ??????, ????????, ???????; ? ??????? ??????? ??????? ????? ?????????? ?????, ??? ????????? ???? ? ??????, ?? ????? ? ?????, ??? ??????????? ????????????? ?????. [4.,65] ???????? ???????????? ??????????? ????????????, ?? ??? ??????????? ????? ?????? ????????, ???, ???????????? ??????????????. ??? ??? ?????? ???? ? ????????????, ?? ????? ??? ?? ? ?????? ?????????? ????? ???????, ???? ??????, ???????? ????????????, ?????? ? ??? ??????? ?? ?????????? ?????; ?? ???????? ????????????????? ????????.??????, ?????????????? ? ????, ???????? ???? ????????????? ????????(????????????? ??? ?????????????) - ????? ????? ?????????????, ???????????,- ?????? ???????????????? ???????; ?? ????? ??????? ???????? ????? ?????? ????????-?????????. [4]1.1. Понятие “мотив” и “мотивация”
Существует множество определений мотива.
Мотив - это субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленная цель, которая направляет и объясняет его поведение. То есть, мотив - это нечто, что находится внутри человека и во внешней среде, которое его побуждает к некоторым действиям или бездействию. Отсюда вытекает, что мотивация - это процесс сознательного выбора личностью того или иного типа поведения. Конечно, у человека могут быть неосознанные мотивы, но линию трудового поведения он выбирает более или менее осознанно. Также необходимо определить некоторые другие понятия [10., 104]
Стимулирование - определенное воздействие на личность, создание внешней ситуации, побуждающей его действовать определенным заданным образом. [3.,23]
Стимулы - это воздействие внешних факторов, в отличие от мотивов, понимаемых как внутренние и внешние значимые для конкретной личности факторы.
Трудовая активность - это фактор отношения к труду, который проявляется в объеме выполняемой работы, качестве ее выполнения и так далее.
МОТИВАЦИЯ — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность Термин “Мотивация”, взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживании {стремлений, желаний и т п.} и установок в поведении субъекта [10.,106]
Теории мотивации можно разделить на две группы: процессуальные теории мотивации и теории удовлетворения потребностей. Теории удовлетворения потребностей имеют целью выявление потребностей личности. Зная потребности, мы строим механизм их удовлетворения, тем самым получаем более мотивированного, более производительного работника. Процессуальные теории (теория побуждения, ожидания, социального сравнения) построены на работе мотивов личности. Если человек чего-то ожидает от работы и это ожидание оправдано, значит, он более мотивирован. Если удовлетворяются его основные мотивы в процессе работы, зависящие от индивидуальной структуры личности, человек более мотивирован. Нужно правильно выявить потребности и научиться на них воздействовать.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--