Курсовая работа: Проявления журналистского мастерства на радио с последующим выявлением их особенностей
Введение
Каждый человек имеет право на получение актуальной и надежной информации. При этом количество источников информации, к которой граждане имеют доступ, не менее важно, чем ее надежность и актуальность. СМИ берут на себя не просто функцию неких фиксаторов и трансляторов происходящего или происходившего. СМИ создают образную картину мира. Каждый человек должен обладать способностью получать информацию и приобретать знания, которые важны для него лично. Общественное телерадиовещание, а также средства печати были созданы, чтобы служить этим целям. Их главной задачей было обеспечивать граждан информацией, независимой от государственного и экономического контроля.
Воспитание гражданской позиции также представляет собой задачу, стоящую перед информационным обществом. Границы стираются, роль государства меняется, многие процессы становятся глобальными, а ситуация – более сложной. Объединяющийся и становящийся все более глобальным мир, где принятие решений часто обезличено, ставит особую задачу перед СМИ. Чтобы в полной мере воспользоваться своим гражданством в информационном обществе, человек должен иметь возможность получать информацию по вопросам, касающимся лично его, и чувствовать, что он может влиять на их решение. Эта ситуация полностью отличается от той, когда мы говорим о возможностях потребителя получать необходимые ему услуги связи.
Благодаря использованию коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ (своеобразный “триумвират” средств массовой информации): печать, радио и телевидение. Каждая из подсистем состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Кроме того, каждая из них выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.
Дело в том, что сегодня, в век "восстания масс", все широко известные нам средства массовой коммуникации образуют в громадной и всепланетарной своей совокупности новую глобальную версию искусства – искусства подачи информации. Появление этого явления во многом зависело от творческого проявления журналистов. Выявление особенностей журналистского творчества в одной из подсистем СМИ, а именно в радиопередачах – будет целью нашей курсовой работы.
Предпочтение радиовещание как объект исследования обуславливается тем, что люди старшего возраста больше доверяют радио, потому что ранее, при коммунистическом режиме, по радио давались какие-либо определенные факты. Общество привыкло к тому, что эта информация не может быть неправдивой, поскольку идет сверху, от институтов власти.
Отметим так же, что выявлять такие особенности мы будем в особом жанре получения информации – интервью, более того мы выбрали один из видов интервью – диалог (в дальнейшем мы будем называть его «классическое интервью»). Диалог строится по стандартной схеме «вопрос-ответ», естественно журналист не должен выступать в роли механического поставщика вопросов и регистратора ответов, но и для творческого проявления у него не так много места. Установив границы исследуемой нами области, тем самым усложнили достижение поставленной цели.
Мы установили задачи, последовательное решение которых позволит провести анализ нашей работы:
1. дать определение понятию журналистское творчество;
2. установить возможные виды творческого проявления журналиста в интервью;
3. проанализировать творческие проявления журналиста в радио интервью;
4. выявить особенности журналистского творчества в различных СМИ.
Беседы с известными журналистами о технике профессионального мастерства, а также о специфике проявления творчества изредка появляются на страницах журналов и газет, тем более в работах аналитического характера. Посвятив именно этой теме курсовую работу, мы определили ее актуальность. В качестве объекта исследования нами были выбраны интервью одной из передач радио ИрГТРК. Проявления журналистского мастерства на радио с последующим выявлением их особенностей и будет предметом нашего исследования.
1. Журналистское творчество в радиопередачах в жанре интервью
1.1 Радиовещание в современном мире
Не смотря на различия СМИ, «работая» на единый конечный результат, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, они постоянно взаимодействуют в общной системе.
Печать, радио и телевидение обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее — это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное - звуковое сообщение на радио).
Вторым по времени появления (после печатных) средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой в том, что носителем информации оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны — эфирное вещание, осуществляемая по проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.
Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих (ведь отложенное слушание, как, например, отложенное чтение, невозможно). Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей будет максимальной.
Старейшее средство массовой информации – по-прежнему остается популярным, вездесущим и крайне востребованным аудиторией. Радиостанции универсального или общего характера включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных и др. передач, которые предназначены для всех категорий слушателей.
Помимо этого, еще одна особенность радио – вневизуальность, что позволяет слушателям проявить свои способности “фантазирования” мысленного образа. Слушатели радио имеют возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку не отвлекаются от звучащей речи, музыки, “не делят” своего внимания между звуком и тем, что его сопровождает.
Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно — передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, в том порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более “просматривать”, как это свойственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (типа “сначала новости вкратце”), а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.
1.2 Технические средства коммуникации на радио
Журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации. Для печатных СМИ (пресса) - это средства распространения информации с помощью полиграфических установок, для радио - звуковая информация, передаваемая с помощью электромагнитных волн, а для телевидения - передача звуковой и видеоинформации; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника.
Радио впрочем, как и телевидение использует освященные временем выразительные средства: музыку, актерскую игру, живой разговор, повествование, дискуссии. Они отражают продолжение вековых культурных традиций. Сегодня эти СМИ являются важнейшими распространителями «мифов» в современном обществе. Радио и телевидение объединяют достижения технического прогресса и длинную историю культурных традиций. Именно это соединение нового и старого делает аудиовизуальные СМИ уникальным «местом встречи» в развивающемся информационном обществе.
Преобразование данных в цифровую форму – возможно, величайшее изменение, с которым когда-либо сталкивались радио и телевидение. Средства телерадиовещания приобретают элементы и характеристики, которые раньше не были типичны для них, поскольку цифровые радио и телевидение одновременно являются средством индивидуальной и массовой информации.
Выбор, которым располагает индивидуальный слушатель и зритель, становится все шире. Потребителю становятся доступны несколько источников информации, а зрителям предлагаются новые виды мультимедийных продуктов, основной чертой которых является интерактивность. Считается, что потребители цифрового телерадиовещания не зависят от вкусов составителей программ и вещающих компаний, поскольку зритель теперь сам выбирает содержание программ.
Главной целью общественного телерадиовещания всегда было обеспечение разнообразия и предоставление истинной свободы выбора, и поэтому расширение выбора само по себе уже является для аудитории желанным изменением.
Общественные радиовещательные компании должны участвовать в создании новой культуры аудиовизуальной коммуникации, в которой аспекты традиционного радиовещания сочетаются с новыми средствами и мультимедийными продуктами. Аудитория ожидает, что общественное радио будет играть выдающуюся роль среди новых СМИ. Некоторые радиовещательные компании, помимо прочего, развивают Интернет-услуги, и их успех обнадеживает.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--