Курсовая работа: Прокурорский надзор
План
1. Исторические этапы возникновения прокурорского надзора в государственном механизме............................................................................................................................................... 2
2. Прокуратура – орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности 6
3. Виды (отрасли) прокурорского надзора.............................................................. 8
Надзор за исполнением законов............................................................................... 9
Протест прокурора................................................................................................... 10
Представление прокурора....................................................................................... 12
Постановление прокурора...................................................................................... 12
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина......................... 13
Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных под стражу............................................................................. 17
Другие направления прокурорского надзора....................................................... 18
4. Принципы деятельности прокуратуры в вопросах прокурорского надзора. 18
Общеправовые принципы.................................................................................. 18
Специальные принципы прокурорского надзора........................................... 20
5. Анализ состояния прокурорского надзора в охотском районе хабаровского края. 22
1. Исторические этапы возникновения прокурорского надзора в государственном механизме
История создания, формирования какого-либо государственного органа помогает лучше понять:
- во-первых, историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов;
- во-вторых, историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган:
- в- третьих, изучая историю того или иного государственного органа, можно в современных условиях принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности деятельности этого органа.
В отличие от судопроизводства, зародившегося в далеком прошлом, прокурорский надзор в механизме государственности возник сравнительно недавно. Впервые прокуратура появилась во Франции при короле Филиппе IV в 1302 году, как орган Представительства интересов монарха. Термин «прокурор» стал применяться лишь в начале XVIII века. При этом функции прокуратуры с момента ее возникновения не сводились к сфере чисто правовой. Прокурор, как утверждал русский историк В.И. Веретенников «является в точном и полном смысле глазами короля, через посредничество которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма».[1]
Во исполнение этих обязанностей генерал-прокурор «всегда и во всем» защищал интересы королевской короны, наблюдал за назначениями королевских чиновников, оценивая насколько они удовлетворяют предъявляемым им требованиям, наблюдая за делами религии и церкви.
Прокурор имел право вникать в деятельность по оформлению судебной процедуры. При всем этом значительное место в деятельности прокуратуры Франции, как, в дальнейшем и в России, занимала обязанность фискалата, то есть обеспечение интересов казны (фиска). Поскольку суд в то время был одним из главных источников взыскания налогов, прокурор должен был заботиться о том, чтобы доводить всевозможные проступки граждан до сведения суда, а также о выгодном для государства решении.[2]
Прокуратура Франции послужила прообразом прокуратуры России и до настоящего времени является эталоном прокуратуры западных стран.
Созданию прокуратуры, Россия обязана Петру I, который четко обозначил функции этого органа: осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти. В Указе от 27 апреля 1722 года царь назвал главу прокуратуры – генерал-прокурора «оком государевым» и «стряпчим о делах государственных». Петр I очень тщательно подходил к выбору первого генерал-прокурора. Им стал известный в истории России государственный деятель – П.И. Ягужинский.
Генерал –прокурор непосредственно назирал за тем, чтобы высший государственный орган – Сенат, рассматривая все относящиеся к его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с регламентом и царскими указами.
Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфере правотворчества» предлагал Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом. Ему подчинялись обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций. Сам Сенат был непосредственно подчинен только царю.
Прокуратура надзирала за законностью деятельности и других государственных органов и структур. Она вела наблюдение за интересами казны, надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Подчеркивая это обстоятельство, видный российский государственный деятель, бывший министр юстиции, генерал-майор Н.В. Муравьев свидетельствовал, что в Росси «прокуратура с момента ее создания (1722г) и до судебных реформ Александра II (60-е годы XIX) была преимущественно органом общего (административного) надзора, а собственно судебная обвинительная или исковая давность … составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике”. [3]
Следовательно, первоначальной целью создания прокуратуры в России было учреждение общего надзора, то есть надзора за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц и принимаемых ими правовых актов.
Наряду с этим, прокуратура занималась надзором за соблюдением законности органами предварительного расследования, сыска, осуществляла поддержание государственного обвинения в суде.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--