Курсовая работа: Психодиагностика и коррекция межличностных отношений
Ишмуратова Р.Р.
Курсовая работа по социальной психологии
Психодиагностика и коррекция межличностных отношений
студентки
3 курса группы 01/3-01 ПИС
научный руководитель
кандидат психологических наук, доцент
Араканцева Т.А.
Стерлитамак – 2003
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические основы психодиагностики и психокоррекции межличностных отношений.
1. Социально-психологическая диагностика межличностных отношений.
1.1 Понятие «межличностные отношения»…………………………………….6
1.2 Принципы и методы диагностики межличностных отношений…………...9
2. Коррекция межличностных отношений
2.1. Теоретические и общеорганизационные основы проведения социально-психологического тренинга общения…………………………………………………22
2.2 Проведение тренинга общения……………………………………………..29
Глава II. Практическое обоснование проблемы психодиагностики и психокоррекции межличностных отношений.
1. Организация и методы исследования…………………………………………..40
2. Результаты исследования и анализ полученных результатов………………...53
Заключение…………………………………………………………………………..6
Литература…………………………………………………………………………...6
Приложения
Введение
Личность – тайна одного, любовь – тайна двух, а всеобщий коллектив как исторический организм, вечно стремящийся себя утвердить, - это тайна не одного, не двух и не трех, а тайна всего человечества.
А.Ф. Лосев
Межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы. Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на имеющиеся у него представления об оценках значимых других. Не случайно были созданы и до сих пор показывают свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории, в которых важнейшее значение для всех личностных составляющих приписывается межличностным отношениям.
Выбранный нами вопрос для исследования весьма актуален. Объясняется это необходимостью овладения набором методик для изучения межличностных отношений и наиболее эффективных методов психокоррекции этих отношений, среди которых можно выделить деловые игры, тренинги общения, дискуссии и т.д.
В наши дни происходит интенсивный процесс взаимного обогащения наук. Так называемые старые, классические науки одерживают наиболее ощутимые победы там, где они выступают в союзе с науками молодыми, заимствуют у них методы исследования, способы мышления и т.д. В результате возникает то, что потом называют «достижением на стыках наук».
Так, например, для дальнейшего развития педагогики имеет тесный ее союз с психологией. В настоящее время задача состоит в том, чтобы преодолеть определенный разрыв между психологическими исследованиями, с одной стороны, и их педагогическим осмыслением и практическим применением, с другой. Ликвидация этого разрыва чрезвычайно важна и для психологии, достижения которой могут внедрять в практику чаще всего не непосредственно, а через педагогику. Педагогика должна впитать, ассимилировать не только результаты психологических исследований, но и частично их методы добывания фактов. Это очень непростой процесс.
Почему нас интересует союз педагогики с психологией? Ответом на этот вопрос служит выбранный нами объект для изучения межличностных отношений. Этим объектом явились классы средней школы № 19 г. Салават РБ. Таким образом в нашей работе мы будем рассматривать малые группы. Среди высокоразвитых малых групп мы особо выделим коллективы, в которых межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п. для того, чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Любое исследование начинается с выделения и определения основных ее составляющих, а именно цели, предметной области и задач. Выделим их.
Цель: изучить особенности межличностных отношений с помощью двух основных направлений в психологической работе – это психодиагностика и психокоррекция.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--