Курсовая работа: Психологическая совместимость людей в семье
Введение
Глава 1. Семья как система
1.1 Сущность структура и функции семьи
1.2 Общение и взаимодействие в семье
Глава 2. Психологическая совместимость в семье
2.1 Исследования психологической совместимости
2.2 Общая характеристика психологической совместимости людей в семье
Заключение
Литература
Введение
Актуальность выбранной темы определена современной статистикой разводов в семьях. Несходство характеров является одной из наиболее частых причин разводов. Так распадается примерно 1/3 семей. И «несходство характеров» - не только формальная причина распада семьи. Эта формулировка имеет и свое психологическое содержание, которое может быть охарактеризовано через понятие психологическая совместимость. Каждый человек проявляет себя через индивидуальные особенности личности, которые обнаруживают себя в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. Если люди в семье не могут согласовать свои мнения и предпочтения, если у них возникают конфликты и непонимания – все это говорит о несовместимости этих людей и распаду их отношений. Так что же такое психологическая совместимость людей в семье?
Цель нашей работы мы обозначили, как изучение психологической совместимости в семье.
В качестве основных мы поставили перед собой следующие задачи:
- дать определение семьи как системы общества,
- охарактеризовать сущность, структуру и функции семьи,
- определить значимость общения и взаимодействия между членами семьи,
- сделать обзор исследований психологической совместимости,
- дать общую характеристику психологической совместимости людей в семье.
В нашей работе мы проанализировали работы таких авторов, занимающихся изучением психологии семьи, как Т.В. Андреева, В.Н. Дружинин, С.В. Ковалев, Г. Навайтис, Ю.Н. Олейник, В.Б. Ольшанский, Т.В.Румянцева, Р.Скиннер и Дж.Клииз, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис.
Глава 1. Семья как система
1.1 Сущность структура и функции семьи
Семья является социальной системой и может рассматриваться как констелляция подсистем, определяемых в терминах поколение, пола и роли. Разделение труда между членами семьи определяет одни узлы, привязанности определяют другие, и каждый член семьи является участником нескольких подсистем, иногда диадических, иногда полидиадических [4].
Семья – это также важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, тем выше культура семьи [9].
Главным в анализе семейных отношений является понятие «роль». Роли человек присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие. В результате в человеке укореняются те или иные представления о должном поведении, которые он и воплощает в своей жизни. Эти роли переносятся и в семью. Например, «отец» и «мать» – это роли, определяемые функцией в социализации и обеспечении жизнедеятельности ребенка. Их могут выполнять не только биологические мать и отец, но в неполных и даже полных семьях – бабушка и дедушка, другие родственники, старшие братья и сестры, хотя при такой замене исполнителей ролей возникают дефекты социализации ребенка. Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям, определяет стиль воспитания [2].
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Отношения внутри семьи могут быть как персональные (например, отношения между матерью и сыном) так и групповые (например, между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Сущность семьи отражается в ее функциях. Важнейшими среди них являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная .
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. это количественное и качественное воспроизводство населения. Можно сказать, что это самая важная функция [2]. Рождение детей обеспечивает продолжение рода, передачу семейных ценностей и традиций.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей и пр. Организация семейного быта и удовлетворение жизненно важных потребностей всех членов семьи являются основными задачами семейной жизни.
Семья также является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки [9]. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с окружающим миром и овладевает предметной деятельностью. Через семью ребенок приобщается к социуму и проходит путь социализации.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья должна быть оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.
В структуру семьи входит ролевое взаимодействие в семье. Это совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов [11]. Таким образом, мы можем сказать, что семья – это такая система, где каждый ее член выполняет соответствующие своей роли функции и обязанности, чтобы обеспечить других членов семьи всем необходимым. Протекание жизненных процессов в семье неотделимо от процесса общения и взаимодействия и характер этого взаимодействия во многом обуславливает «успешность» семьи.
1.2 Общение и взаимодействие в семье
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--