Курсовая работа: Психологические особенности мотивации спортсменов подросткового возраста, занимающихся командным и индивидуальным видами спорта
Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами.
На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема низкой психологической мотивации российских спортсменов, о чем можно судить по результатам спортивной деятельности наших команд в некоторых видах спорта, таких как: футбол, хоккей и другие.
Если начинать искать причины этой проблемы, то можно отметить существовавшее ранее недостаточное внимание к психологической подготовке спортсменов. Совсем в немногих спортивных командах был свой спортивный психолог, и тренеры не всегда понимали важность психологической работы с членами команды.
Однако следует отметить положительную тенденцию в данной области. На фоне возрастающего интереса к спорту в России в настоящее время начинают появляться психологи, специализирующиеся на спортивной психологии, в тренировочном процессе все больше и больше начинают уделять внимания вопросу психологического климата в коллективе. Таким образом, выбор темы данной работы обусловлен актуальностью вопроса мотивации спортсменов в командных видах спорта на сегодняшний день.
Цель - изучить особенности мотивации к спорту, подростков занимающихся командными и индивидуальными видами спорта.
Объект – спортсмены подросткового возраста, занимающиеся командными и индивидуальными видами спорта.
Предмет исследования - особенности мотивации к спорту подростков, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта.
Для достижения поставленной перед исследованием цели необходимо решить следующие задачи :
1. Выявить и описать особенности мотивации к спорту подростковзанимающихся командными и индивидуальными видами спорта.
2. Выявить и охарактеризовать зависимость мотивации к спорту от взаимоотношений спортсменов с тренером и командой.
3. Выявить различия в мотивации к спорту у подростков занимающихся командным и индивидуальным видом спорта.
Гипотеза исследования: Мотивация к спорту имеет значимые различия у подростков, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта.
Теоретической основой работы являются труды: Е. П. Ильин, А. Пилоян, Б. Д. Кретти, Ю. Ю. Палайма, А. Ц. Пуни и др.
Методологическая основа работы заключается в реализации принципов системности, детерминизма.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материала и выводах сделанных на этой основе.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы тренерами ДЮСШ, преподавателями физической культуры в общеобразовательных учреждениях, спортивными психологами, с целью повышения эффективности спортивной деятельности путем влияния на мотивационную сферу спортсменов.
Структура работы состоит из трех глав, семи параграфов, 13 таблиц и 10 рисунков, выводов и предложений, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность работы, цель, задачи, гипотеза, определяется объект и предмет исследования, а так же обозначается научная новизна теоретическая и практическая значимость работы, структура работы.
В первой главе «Психологические особенности мотивационной сферы подростков занимающихся командными, и индивидуальными видами спорт» рассматриваются: психологические особенности мотивации спортсменов, мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового возраста, влияние межличностных отношений на мотивацию юных спортсменов.
Во второй главе «Организация и методы исследования» описывается организация исследования, приводятся методики исследования, описываются критерии математической статистики.
В третьей главе «Эмпирическое исследование психологических особенностей мотивации занятия спортом в подростковом возрасте» приводятся результаты исследования по выбранным методикам, математический и статистический анализ.
Общий объем работы составил 71 страниц. Текст работы иллюстрирован 13 таблицами и 10 рисунками. Список литературы состоит из 52 источников.
1. Психологические особенности мотивационной сферы подростков занимающихся командными и индивидуальными видами спорта
1.1 Психологические особенности мотивации спортсменов
Постоянное стремление человека удовлетворять свои потребности в движении, развивать физические качества способствовало тому, что физические упражнения постепенно трансформировались современные виды спорта. "Именно с этим связан соревновательный характер двигательных действий и регулирование их определёнными правилами.
Таким образом, физические упражнения обособились в отдельный вид человеческой деятельности — в спортивную деятельность, которая отличается рядом специфических особенностей [26,с.34].
Спортивная деятельность, как правило, связана:
1. С проявлением мышечной активности в различных формах при выполнении специальных физических упражнений;
2. С овладением высокой техникой выполнения физических упражнений в избранном виде спорта, она требует от спортсмена специальной систематической и длительной тренировки, в процессе которой он усваивает и совершенствует определённые двигательные навыки и развивает необходимые для занятий данным видом спорта физических качеств (силу, выносливость, быстроту, ловкость движений) и волевые черты характера (смелость, решительность, инициативность, волю к победе и др.);
3. Со стремлением к совершенствованию в избранном виде спорта – направлена к достижению наивысших результатов в определённом виде физических упражнений;
4. Со спортивной борьбой, которая приобретает особо острый характер во время спортивных соревнований, являющихся, как и систематическая тренировка, обязательной составной частью спортивной деятельности, которая содействует развитию спортсмена способности к максимальным напряжениям физических сил, большой силы и глубины эмоциональных переживаний, обострённой деятельности всех психических процессов;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--