Курсовая работа: Психологические особенности процесса самоутверждения
В ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Ц ель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Т еоретическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. П роцесс самоутверждения и основные его характеристики . . . . . . 3
2. Т ипология самоутверждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. И стория проблемы самоутверждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4. « Я - концепция» и основные положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
5. Г ипотеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Э кспериментальная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1. М етодика, ее обоснование, испытуемые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2. Р езультаты и их обсуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
В ыводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
С писок литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Введение
В данной работе мы исследуем проблему самоутверждения, которая является важной, необходимой и даже популярной, как нам кажется, во все времена.
Самоутверждение – универсальная потребность человека (ее испытывает каждый). Являясь необходимой предпосылкой существования человеческой личности – оно пронизывает всю нашу жизнь – от ее высших проявлений до предельно низших. Эта мощная сила, она может действовать по-разному: может творить, вознося человека до высших высот, а может и разрушить его полностью, лишив человеческого облика, делая его зверем. Без самоутверждения как процесса и результата нет и не может быть человека. Поэтому так необходимо изучать данный процесс. Но, увы, основательных работ по данному вопросу очень мало, почти нет. И данной работой мы хотим внести небольшой вклад в исследовании феномена самоутверждения, рассмотрев «Я - концепцию » как одну из составляющих данного феномена.
Цель
Цель : проследить взаимосвязь между стратегиями самоутверждения и аспектами «Я - концепции ».
Теоретическая часть
1. Процесс самоутверждения и основные его характеристики.
Процесс самоутверждения можно сравнить с восхождением на некоторую ценностную лестницу, вершину, т.е. его можно сравнить с самовозвышением. Но иногда цель самоутверждения состоит только в удержании на некоторой определенной ступени. Т.е. можно сделать вывод, что самоутверждение можно включить, как одну из составляющих компонентов процесса самосовершенствования.
Самоутверждение – есть акция, благодаря которой человек утверждает себя сам и это утверждение в конечном счете переходит внутри его «Я ».
Смысл самоутверждения – человек сам утверждает себя в себе.
Изначальным субъектом самоутверждения является единственный человек, но самоутверждаться могут и сообщества, группы людей, народы, но самоутверждение коллективного субъекта есть нечто производное от самоутверждения отдельных людей.
Противоположным процессу самоутверждения является самоотрицание. Они весьма похожи – делаются самим человеком и, в конечном итоге, происходят внутри его «Я», но результат является обратным по сравнению с настоящим самоутверждением.
Р де Чармс, Уайт [20] рассматривал феномен самоутверждения относительно теории мотивации. Р. де Чармс определял самоутверждение в качестве основного мотива. Он говорил, что давления внешней среды, поощрения, наказания могут снижать уровень переживания самоутверждения, вплоть до появления у человека ощущения полной зависимости и, чем больше и лучше человек противостоит этому, тем сильнее он утверждается, начинает получать радость от какой-либо деятельности и т.д. Уайт соединял самоутверждение с компетентностью.
Никитин Е. П. [11] выделяет следующие основные характеристики:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--