Курсовая работа: Психология самосознания
1. Возникновение и развитие сознания. 3
2. Уровни формирования сознания. 6
3. Структура сознания. 8
4. Проблема "Я" в психологии и философии. 9
5. Единство человеческого "Я". 11
6. Самонаблюдение сознания и самосознания. 12
7. Самосознание как сотнесенность "Я" человека с самим собой. 14
8. Самонаблюдение и самооценка. 16
9. Формирование самосознания. 19
10. Психологические защиты. 22
Литература. 28
1. Возникновение и развитие сознания.
В мире вокруг нас нет ничего удивительнее и загадочнее за человеческий разум, интеллект, сознание. Стало обычным высказывание: все, что существует вне нашего сознания, является ничем другим, как конкретной разновидностью и формами материального. Идеальные, духовные явления, которые в отличие от материальных существуют только в головах людей как производные от материальных, как результат их отображения, устанавливают содержание сознания.
Известно, что идеализм считает сознание активным началом материи. Фактически сознание оторвалось от человека и природы, ему приписывали самостоятельное, независимое существование. Такое сознание не имело никакого отношения к мозгу, дух не рождался, не возникал: оно жило своей собственной жизнью, развивалось, продолжало явления природы и истории. Идеалисты утверждали, что сознание может быть понятым только из самого себя.
В мире всегда существовали две самостоятельные субстанции - материя и сознание. Сознание, как и материя есть вечной, оно не возникает и не рождается. Соответственно отпадала необходимость решения вопроса о его возникновении.
Никто, в том числе и наши предки не заметил появления разума на земле, "человек вошел в мир бесшумно". Сознание возникло "между двумя индивидами": на "точечном уровне" состоялась некоторая "мутация от нуля ко всему". Поэтому конкретный механизм разума, сознания, по мнению Тейяра де Шардена, постичь невозможно.
Вопрос о происхождении и сущности сознания связывается с рассмотрением материи, которая способна к самодвижению и саморазвитию. Последнее определило возможность понимать природу сознания как свойство высокоорганизованной материи, как высшую форму ее атрибутивной свойственности - отображения.
Мировое философское мнение ХХ ст. Преимущественное внимание уделяло роли субъективных факторов в существовании и функционировании сознания. Вопрос сознания становится предметом постоянной сосредоточенности и поиска зарубежной философии этой эпохи. Большинство представителей разных философских школ подчеркивали, что в их теоретических концепциях в противовес предыдущей "метафизике" речь будет идти о перестройке "особенной онтологии человеческого сознания и субъективности".
Относительно мировой современной философии, то ее трактовка "онтологии субъективности и сознания" не однозначна. Представители различных школ описывали сознание а его существенной "чистоте" и феноменальной выразительности, или фиксировали жизнь сознания на феноменально-телесном уровне, или проявляли детерминацию сознания через языковые и другие структуры несознательного - психоанализ, структурализм.
За последние 15-20 лет философия сознания в англоязычных странах заметно перестроилась. Она взяла курс на сближение с природознанием, на разработку "научной метафизики", приобрела более эмпирический, натуралистический вид. Сегодня опыты философов сосредоточились на соотношении "духа" и "тела", физических и психических состояний. Много внимания уделяется вопросам , которые возникают на границе философии и языка, кигнетивной психологии и компьютерного моделирования сознания.
Многоуровневый характер сознания обусловливает разные подходы к ней. Оно изучается и описывается разными науками: эволюционной теорией, медициной, кибернетикой, психологией, физиологией, антропологией, а также некоторым образом художественной литературой, искусством и др.
Принимая во внимание достижения современных наук, философия углубляет теорию сознания, придавая более адекватного характера понятийному возобновлению процессу становления, возникновения и развития сознания.
Сознание современного человека является продуктом всемирной истории, результатом многовекового развития практической и познавательной деятельности, многих поколений людей. Сознание имеет не только свою социальную историю, а и природную предысторию - развитие своих чисто биологических предпосылок.
Активная деятельность материи выходит за рамки обычных перемен и обычных взаимодействий. Она предусматривает существование в материи другого свойства, родственного с раздражительностью и ощущением. Этот признак материи является не иначе, как свойством отображения.
С появлением психики возникает сигнальное, образное отображение действительности в виде идеальных образов - ощущений, восприятий, представлений. Психическая форма отображения действительности является вершиной природной эволюции форм отображения. Она является биологической предпосылкой возникновения человеческого сознания.
Человек имеет не только присущи четыре важные биологические особенности - это скелет, подвижные руки, способные манипулировать предметами, трехмерное цветное зрение.
2. Уровни формирования сознания
Методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения. Анализ воспитывающих ситуаций - способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в которую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки. Беседа - вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок.
Дискуссия - коллективное обсуждение к.-л. проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В пед. процессе выступает одним из методов активного обучения. Тема Д. объявляется заранее. Обучаемым следует изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе Д. каждый имеет право высказать свою точку зрения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т. п. Диспут - спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них др. людей. Конференция (пед.) - коллективное обсуждение книг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм, декларированных в произведении, и формирования определенного к ним отношения. Лекция - последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования. Пример - метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах про иллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию. Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) - небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--