Курсовая работа: Психолого-педагогический статус старшего дошкольника
Министерство народного образования
Удмуртский Государственный Университет
Психолого-педагогический статус старшего дошкольника
Ижевск
Содержание
Введение...................................................................................................... 3
Основные аспекты психологической готовности к школе.................. 4
Интеллектуальная готовность.................................................................. 4
Личностная готовность............................................................................. 6
Нравственная готовность......................................................................... 9
Волевая готовность................................................................................. 10
«Фазы кризиса» старшего дошкольного возраста............................. 12
Психодиагностика готовности ребенка к школе................................ 13
Психолого-педагогический статус дошкольника............................... 18
Практическое применение системы психолого-педагогической характеристики дошкольников.......................................................................................... 22
Приложение.............................................................................................. 26
Библиография.......................................................................................... 28
Введение
Психолого-педагогический статус ребенка представляет собой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития ребенка в школьной среде. Рассматривая вопрос о психолого-педагогическом статусе дошкольника, следует отметить, что основой его составления являются критерии готовности ребенка в школе, т.к. от степени подготовленности ребенка к обучению, зависят его дальнейшее развитие и успешность в освоении школьной программы. По мнению И.Ю.Кулагиной, «психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства»<3>.
В последнее время появилось множество различных работ по подготовке ребенка к школе, и разные авторы, занимающиеся данной проблемой, предлагают разные критерии оценки степени готовности дошкольника к обучению. Цель данной работы - рассмотрение некоторых из существующих подходов, их систематизация, а также практическая работа с детьми, включающая определение их психолого-педагогического статуса и рекомендации по коррекции имеющихся трудностей.
Основные аспекты психологической готовности к школе.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации. Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
· исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе;
· исследование новообразований и изменений в психике ребенка;
· исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования;
· изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает.
Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
· понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
· выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;
· распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
· отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
По итогам диагностического обследования могут создаваться спецгруппы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.
Выделяют следующие аспекты психологической готовности<3>:
Интеллектуальная готовность
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--