Курсовая работа: "Язык" наркоманов как отражение социального окружения
Студент гр. 820461 Овчинников И. В.
Научный руководитель: канд. социол. наук,
доц., Щербакова В. П.
Тула 2009
Содержание
Введение
Глава I. Своеобразие языка наркоманов как общественного явления
Глава II. Трансформация лексики наркоманов в молодежной культуре
Глава III. Жаргон наркоманов и молодежный нарко-сленг
Заключение
Список литературы
Приложение. Контент – анализ: проблема использования наркосленга в молодежной среде
Введение
Одним из основных средств коммуникации является речь, речевое общение. Пропасть между «классической» речью и сленгом расширяется с каждым днем в связи с не просто демократизацией, но и «вульгаризацией» общественной жизни. Значительную роль в появлении новых слов играют средства массовой информации, особенно телевидение, которое смотрят все. Жаргон теснит респектабельную речь и благодаря массовой культуре накладывает свой отпечаток на язык всей нации.
Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время участились случаи употребления детьми названия некоторых наркотических выражений на сленге, и не всегда это словосочетание проходит цензуру, что должно насторожить родителей и послужить поводом для уделения большего внимания своему ребенку.
В данной работе использованы труды авторов, ведущих разработки в области выявления причин употребления наркосленга в молодежной среде, таких как Губарева Т. В., Елистратов В. О., Земская Е. А., Ураков И. Г. и др.
Объект: социальное окружение человека в современном обществе
Предмет: характеристика «языка» наркоманов в социальной среде людей
Цель: изучить определение места своеобразного «языка» наркоманов в социальной среде человека.
Задачи:
Во-первых, определить своеобразие языка наркоманов как общественного явления; во-вторых, выяснить, особенности трансформации лексики наркоманов в молодежной культуре; в-третьих, рассмотреть конкретные примеры жаргонов наркоманов, и молодежный нарко-сленг, в определенных ситуациях общения.
Глава I. Своеобразие языка наркоманов как общественного явления
«С точки зрения науки об обществе язык не имеет аналогов. Он не просто своеобразен - по ряду существенных признаков он отличается от всех естественных явлений.
Наличие языка есть необходимое условие существования общества на всем протяжении человечества. Любое общественное явление ограничено определенным «местом», своим пространством. Сферы использования языка покрывают все мыслимое социальное пространство. Будучи важнейшим и основным средством общения, язык неотделим от всех и любых проявлений социального бытия человека.
Глобальность языка, его включенность во все формы общественного бытия и общественного сознания порождают его надгрупповой и надклассовый характер. Однако надклассовость языка не означает его внесоциальности. Социальная структура общества и социолингвистическая дифференциация речевой практики говорящих находит известное отражение в языке. Общенародный язык социально неоднороден. Его социальная структура, т. е. состав и значимость социальных вариантов языка (профессиональная речь, жаргоны, просторечие и т. д.), а также типы коммуникативных ситуаций в данном обществе обусловлены социальной структурой общества»[1] .
В контексте данной темы следует отметить, что наряду с уже всемирно известными наркотическими препаратами за последние 20 лет во многих странах увеличилось число наркоманов, употребляющих так называемые психотропные наркотики. В этом отношении самыми опасными оказались амфетамины и глюциногены, ЛСД и другие производные лизергиновой кислоты.
В общественной языковой речевой практике существует особый вид двуязычие, связанный с так называемой маргинальной культурой.
Margo, marginus (лат.) — край, граница. Маргинальная культура — культура "края", социального "дна", которая возникла в среде людей, склонных к противоправному поведению. Это субкультура — культура ограниченной группы людей, вовсе не претендующая на всеобщее распространение, скорее наоборот — очень закрытая и автономная. Внутри маргинальных групп складываются специфические поведенческие стандарты, кодексы моральных правил и норм, зачастую неприемлемых для законопослушных граждан. Маргиналы заинтересованы в сохранении закрытости, обособленности своей культурной среды от остального мира, воспринимающегося ими, как чуждый и враждебный.
«В молодежной, особенно в подростковой среде, деление на «своих» и «чужих» происходит по иным, чем у взрослых основаниям. Большое значение в этом играют субкультурные факторы. Принадлежность к той или иной субкультуре сопровождается противостоянием традиционной культуре, эпатажем ее образцов и носителей. «Чужие» могут стать «врагами» только потому, что они другие. Не важно, живут ли в другом дворе, приехали ли из другого города, имеют ли другую национальность, веру, внешность. Поэтому особенности социокультурной среды общения являются значимым фактором формирования экстремального типа сознания молодежи»[2] .
Этим целям служит специфический язык маргинальной культуры — арго (от фр. "argot"). Возник этот искусственный тайный язык, как реакция маргиналов на враждебное окружение, на негативное отношение общества. Можно выделить насколько основных функций арго:
1. Конспиративная — скрыть информацию от посторонних, не принадлежащих к воровскому сообществу. Арго вырабатывается стихийно, многие слова из арго могут перейти в обычный разговорный язык.
Более того, в последнее время все больше слов из арго проникает в общеупотребительную лексику (свидетельство возрастающей активности маргиналов). И все же в целом арго непонятно для непосвященных, что и использует преступный мир в своих целях.
2. Опознавательная. Арго — пароль, по которому узнают друг друга деклассированные элементы.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--