Курсовая работа: Работа психокоррекционной группы
Введение
1. Работа психокоррекционной группы
2. Групповая динамика
3. Руководство психокоррекционной группой
4. Социально – психологический тренинг.
Вывод
Список использованной литературы
Введение
Групповая психокоррекция – это целенаправленное использование групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях.
Психокоррекционная группа – это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия. Это взаимодействие «здесь» и «теперь» при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.
В качестве самостоятельного направления групповая психокоррекция выступает лишь в том смысле, что рассматривает клиента в социально – психологическом плане, в контексте его взаимоотношений и взаимодействий с окружающими, раздвигая тем самым границы коррекционного процесса и фокусируясь не только на индивиде и на его внутриличностной проблематике, но и на индивиде в совокупности его реальных взаимоотношений и взаимодействий с окружающим миром.
Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает клиент в группе, в значительной степени отражает его истинные взаимоотношения.
Группа выступает как модель реальной жизни, где клиент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального регулирования и те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а так же на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей клиенту адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.
Цели и задачи групповой психокоррекции определяются как раскрытие, анамнез, осознание и проработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных, поведенческих стереотипов на основе анамнеза и использования межличностного взаимодействия.
Задачи групповой психокоррекции фокусируются на трех составляющих самосознания:
1. Самопонимание (когнитивный аспект)
2. Отношение к себе (эмоциональный аспект)
3. Саморегуляция (поведенческий аспект)
В групповой психокоррекции основным инструментом коррекционного воздействия выступает группа, помогающая выявить и скорректировать проблемы клиента за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики, сфокусированных на процессе «здесь» и «теперь». На этом основании иногда формируется точка зрения, согласно которой групповая психокоррекция направлена на проработку конфликтов в сфере межличностоного взаимодействия, в то время как индивидуальная – на раскрытие, проработку глубинного внутриличностного конфликта.
Один из важнейших механизмов коррекционного воздействия в групповой психотерапии – возникновение и переживание клиентом в группе тех эмоциональных ситуаций, которые были у него в реальной жизни в прошлом и являлись субъективно неразрешимыми и неотреогированными, - предполагает проработку прошлого негативного опыта, проявляющегося в актуальной, эмоциональной ситуации в группе, без которой невозможно добиться позитивных, достаточно глубинных личностных изменений. Адекватное самопонимание также не может быть достигнуто вне общего контекста формирования развития личности клиента.
1. Работа психокоррекционной группы
Факторы влияющие на эффективность психокоррекционной работы:
1. Универсальность – «чувство общности». Фактор обозначает, что проблемы клиента универсальны и в той или иной степени проявляются у всех людей. Клиент не одинок в своих проблемах.
2. Принятие или акцепция. С. Кратохвип называет этот фактор эмоциональной поддержкой. При эмоциональной поддержке большое значение имеет созданием клиента психологической безопасности.
3. Альтруизм – положительный психокоррекционный эффект на клиента может оказывать не только поддержка и помощь, получаемая от других, но и то, что он сам помогает другим, сочувствуя им, вместе обсуждая их проблемы.
4. Отреагирование или катарсис – сильное проявление аффектов – важная составляющая часть коррекционного процесса. Однако считается, что отреагирование само по себе не приводит к каким либо изменениям, но создает определенную основу или предпосылку для изменения.
5. Самораскрытие (самоэксплорация). Этот механизм в большей степени присутсвует при групповой психокоррекции, стимулирует откровенность, проявление скрытых мыслей, желаний, переживаний. Клиент раскрывает самого себя.
6. Обратная связь или конфронтация. Обратная связь означает, что клиент узнает от других членов группы, как они воспринимают его поведение, как оно на них воздействует. Другие люди могут быть источником той информации о нас самих, которая нам не совсем доступна.
7. Инсайт (осознание). Инсайт означает понимание клиентом неосознаваемых прежде связей между особенностями своей личности и неадаптивными способами поведения. Инсайт относится к когнитивному научению и вместе с эмоциональным коррекционным опытом и опытом нового поведения объединяется в категорию интерперсонального научения.
8. Коррекционный эмоциональный опыт – представляет собой интенсивные переживания актуальных отношений или ситуаций, благодаря которому происходит коррекция неправильного общения, сделанного на основе тяжелых переживаний.
9. Проверка нового поведения. В соответствии с осознанием старых неадаптивных стереотипов поведения постепенно осуществляется переход к приобретению новых. Прогресс зависит от готовности клиента к изменениям, степени его идентификации с группой, от стойкости его прежних принципов и позиций, от индивидуальных черт характера. В закрепление новых реакций большую роль играют импульсы со стороны группы. Социально неуверенный клиент, который пытается завоевать признание пассивным ожиданием, начинает проявлять активность и высказывать собственное мнение. При этом он не только не теряет симпатии своих товарищей по группе, но его начинают больше ценить и признавать. В результате этой положительной обратной связи новое поведение закрепляется и клиент убеждается в его выгодах.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--