Курсовая работа: Работа с младшими школьниками с задержкой психического развития

§1. Задержка психического развития у детей

1.1. Общая характеристика задержки психического развития

1.2. Особенности познавательной деятельности детей

с задержкой психического развития

1.3. Дифференциация младших школьников с ЗПР по группам

§2. Особенности организации педпроцесса с детьми ЗПР

при ознакомлении с сезонными изменениями в природе

2.1. Проблема умственной отсталости

2.2. Ознакомление детей ЗПР с сезонными изменениями в природе

§3. Особенности организации педагогического процесса с детьми

имеющими интеллектуальные нарушения

3.1. Организация педагогического процесса

3.2. Формы и методы в работе с детьми ЗПР при ознакомлении

с сезонными изменениями в природе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70—80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились специалистами разного профиля: психологами (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник); педагогами (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков); дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, С.Г. Шевченко). Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию - детей с временной задержкой психического развития.

Острейшая необходимость разработки вопросов обучения и развития младших школьников с ЗПР в сравнении с детьми с другими нарушениями, а также с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики. Переход школы на новые программы усугубил тяжелое положение стойко неуспевающих школьников.

По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности младшие школьники с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

В данной работе представлены различные подходы ученых к проблеме ЗПР у детей, а также делается попытка определить направления и организационные формы, способствующие формированию базовых психических функций у младших школьников данной категории. Предлагаемые в работе рекомендации к организации индивидуальной и групповой коррекционной работы были апробированы в школах.

Цель курсовой работы – определить сущность и специфику педагогического процесса с детьми с задержкой психического развития.

Задачи курсовой:

1. Дать общую характеристику задержки психического развития (ЗПР)

2. Рассмотреть проблему развития детей с ЗПР в процессе ознакомления с сезонными изменениями в природе

3. Раскрыть особенности организации педагогического процесса с детьми имеющими интеллектуальные нарушения

В написании данной работы использована следующая литература: Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1996.; Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека. М.; Л., 1998.; Бирилев А. В. Свет для слепых и некоторые вопросы методики преподавания слепым // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых / Под ред. Л. С. Выготского. М., 1994. и др.

§ 1. Задержка психического развития у детей

1.1. Общая характеристика задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В психолого-педагогической, а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью» (У.В. Ульенкова), «отстающие в учении» (Н.А. Менчинская), «нервные дети» (А.И. Захаров). Однако критерии, на основании которых выделяются названные группы, не противоречат пониманию природы задержки психического развития. В соответствии с еще одним социально - педагогическим подходом таких детей называют «дети группы риска» (Г.Ф.Кумарина).

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 283
Бесплатно скачать Курсовая работа: Работа с младшими школьниками с задержкой психического развития