Курсовая работа: Работа с одаренными детьми

Введение

Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей. Проблема одаренности постоянно привлекает внимание психологов и педагогов. Многие из них основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей.

Актуальность данной темы заключается в том, что продолжающееся развитие НТР, интеграция Украины в мировое сообщество и развитие государства как целого ставит вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, «формирование творческих способностей которых должно быть начато еще в раннем детстве» [14; 8]. Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на родителей и учителей. Очевидно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом». Талантливый ребенок учится, занимается наукой, творчеством не за оценку, не за вознаграждение,

одним словом, не за «морковку», а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве» [14; 8]. Таким образом, любой талантливый ребенок обязательно является мотивированным к познавательной деятельности.

В данной курсовой работе были использованы работы педагогов и психологов, которых волнует проблема одаренных детей и которые занимаются разработкой методов работы с ними. Использованные работы Т. Хромовой «Одаренные дети» посвящены методикам работы с одаренными детьми в обычной школе. Например, в статье «Одаренный ребенок нуждается в… дискомфорте» речь идет о методе «развивающего дискомфорта», который предполагает формирование и развитие у школьников способностей и навыков активно действовать в ситуациях повышенной трудности. Статья М.А. Лопатиной «Работа с одаренными учащимися» ориентируют педагогов на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально реализоваться. В работе «Щоб не спали здібності дитини» В. Лищук говорит о том, что постоянное внимание к ребенку в первые два года жизни – чтение сказок, беседы об увиденном на рисунках, обучение чтению – развивает ум, способности, доброту, воспитанность, а позже – дает наслаждение и постоянную радость жизни. Он говорит о необходимости коренного изменения подготовки детей к школе. Н. Иващенко в статье «Три точки на листе бумаги» знакомит нас с экспериментом проведенном в ее школе. Он состоит в применении метода фиксации результатов урока, а именно три точки на листе бумаги после каждого урока и каждый день – оценка учителем своего урока по трем состояниям: его собственной собранности, вовлеченности класса в урок и режима взаимодействия класса с учителем. В работе Л. Огурэ «Марафон для одаренных» даются формы выявления и развития интеллектуальных способностей. В. Рагозина считает полезным для родителей знание испецифики возрастного развития ребенка, и она написала статью «Не бійтеся досконалості» для родителей, которая говорит о развитии творческих способностей детей. П. Пшеничка в работе «Розвиток творчих здібностей учнів» предлагает концептуальные модели для построения эффективных программ обучения и воспитания в работе с одаренными детьми. В. Тесленко и В. Алфимова знакомят нас с комплексной программой «Одаренные дети в своей статье «Розвиток обдарованості школярів». А. Митин дает физические характеристики одаренных и талантливых детей в статье «Управленческие взаимоотношения с талантливыми людьми. Некоторые школы для одаренных детей ставят своей целью повышение познавательной мотивации ребенка. Многие считают главным ответить на вопрос «Как работать с одаренными?» В большинстве случаев занятия с одаренными детьми сводятся к обычной интенсификации деятельности или, в лучшем случае, к углубленному изучению материала. Еще менее эффективен способ механического «перескакивания» через классы, что фактически свидетельствует о педагогической беспомощности и непонимании сути дела. В работе хотелось бы рассмотреть наиболее перспективные и современные методы работы с одаренными детьми. Главной целью данной курсовой работы является раскрытие сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы. Задачами работы являются изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме и выявление основных методов работы с одаренными детьми.


1. Теоретические вопросы детской одаренности в психолого-педагогической литературе

1.1 Сущность понятия одаренности

Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманности педагогики, мы обязаны признать потенциальную одаренность каждого ребенка.

В. Штерн, один из выдающихся психологов XX века, с именем которого связаны важнейшие этапы становления психологии как науки и который стоял у истоков дифференциальной психологии, в которой предметом изучения стала человеческая индивидуальность, предлагает следующее определение одаренности: умственная одаренность (УО) есть «общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни» [4; 20]. Он подчеркивает, что признак приспособления выдвигает зависимость действий от внешних моментов (задач, требований жизни) и отличает УО от гениальности, сущность которой состоит в самопроизвольном творчестве. А признак всеобщности отличает УО от таланта, характерная особенность которого состоит именно в ограничении умственной способности одной областью содержания. «Умственно одарен тот, кто легко приспосабливается к новым требованиям при различных условиях и в различных областях.» [70–72; 9].

Степени умственной одаренности, не выходящие из пределов нормальной психики, представляют самостоятельную проблему,

которая так же тесно связана с практическими педагогическими интересами.

Традиционная школьная диагностика дает картину внешней успешности, но не служит показателем внутренних дарований ребенка. Поэтому она дополняется психологическими исследованиями. Это дает возможность учителю осуществлять более тонкий индивидуальный подход, раскрывать и развивать скрытый личностный потенциал учащихся. Учитель начальных классов в большей степени может самостоятельно определять уровень общей УО, так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности. Учитель-предметник знакомится с учеником односторонне. Это затрудняет ему оценку УО. Чаще всего он выявляет специальную одаренность или неспособность к предмету ученика.

Мы считаем основной миссией учителя развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.

«Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию в школьных, окружных, городских турах предметных олимпиад, проведении предметных недель.» [71; 9]

Творческое начало следует развивать с самого раннего детства. Такие факторы, как страх, неуверенность, депрессия, могут его полностью подавить.

Одаренный и талантливый часто употребляют в литературе как синонимы, но многие исследователи считают, что талантливые это те, которые имеют высокую степень способности к какой-либо специальной деятельности, а талантливые – те, у которых имеется творческий элемент и доминируют природные качества, то есть любой талантливый ребенок вместе с тем им одарен, но не каждого одаренного ребенка можно назвать талантливым.


1.2 Типы и виды одаренности

В последнее время обнаруживаются серьезные стремления группировать классные единицы по психологическим качествам (вспомогательные классы для одаренных ниже нормального уровня, поощрительные классы для нормальных, но не одаренных детей, особые классы для детей – выше нормального уровня, параллельные классы с нормальным и минимальным учебным материалом для различных степеней одаренности в различных специальностях) – стремление, которые требуют с автоматической необходимостью умения точно определять действительную степень умственной одаренности.

В психологии выделяют два типа одаренности:

1. Общий (умственный) тип

2. Специальный (творческий)

Каждому типу одаренности соответствует определенный вид одаренности. А вид рассматривается в психологии как специальная способность. Например, общему типу соответствуют гуманитарные способности, математические способности, технические способности. Для каждого вида одаренности существуют определенные компоненты. Например, для гуманитариев существуют такие компоненты, как умение творчески мыслить, умение грамотно строить речь, ораторские способности, а для «математиков» – рациональность мышления, логика, математическая интуиция. Общие и творческие (креативные) способности находятся в тесной связи, так как для высокого развития творческих способностей необходимо иметь уровень умственного развития выше среднего. После того, как ребенок приобрел высокий уровень развития, он (уровень) уже не влияет на развитие творческих способностей. Отсутствие связи между интеллектом и творчеством усложняет развитие творческих способностей ребенка. Умственная одаренность может быть всесторонней и односторонней. Основным показателем умственной одаренности является высокий уровень деятельности. Односторонняя умственная одаренность заключается в том, что у ребенка очень высоко развиты только умственные способности. Всесторонне умственно одаренные дети хорошо развиты в различных областях.

1.3 Педагогические особенности развития одаренных детей

В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо развита речь, они так же обладают огромным словарным запасом, они с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа. Многие одаренные дети имеют математический склад мышления, они могут длительное время концентрировать внимание на одной проблеме или задаче, умеют учиться, обладают учебными навыками и учебными умениями, таким образом, одаренные дети осознают все этапы учебно-познавательной деятельности. У одаренных детей повышена склонность к умственной деятельности, такие дети много читают, им присуща высокая организованность и, как следствие организованности, самоуверенность. Они очень чувствительны и склонны к игровой деятельности, к фантазиям, они так же хорошо понимают юмор, но им недостает эмоциональности, очень часто им присуще чувство страха, недовольства собой.

«Творческие дети – «нестандартные» дети, у них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового и более высокая скорость мышления. По мнению Ж. Пиаже, «Для мозга так же естественно учиться, как для легких дышать»» [28–32; 12]. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга значительно выше. Одаренных детей уже в раннем возрасте отличает способность к абстрактному мышлению, а так же умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию. Кроме того, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя. Дать возможность каждому «гадкому утенку» превратиться в прекрасного лебедя, не допустить того, чтобы обитатели «птичьего двора» заклевали его, – вот задача педагога.

Одаренность в основном определяется тремя факторами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. В сфере опережающего развития познания отмечается следующее.

«Во-первых, одаренные люди отличаются, большим любопытством в исследованиях окружающего мира и не терпят никаких ограничений или запретов. Ученые утверждают, что у одаренных, талантливых людей значительно повышены биохимическая и электрическая активность мозга. Они стимулируют себя тем, что «переваривают» огромное количество информации и всегда этим заняты.

Во-вторых, одаренных людей, начиная с детского возраста, отличает способность прослеживать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы. Их самое интересное занятие – строить логические модели, приводить все в систему.

В-третьих, такие люди обладают великолепной памятью, что позволяет им классифицировать информацию и опыт, умело распоряжаться приобретенными знаниями и умениями, почти всюду применять системный подход» [15–19; 11].

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 682
Бесплатно скачать Курсовая работа: Работа с одаренными детьми