Курсовая работа: Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

Министерство образования и науки Российской Федерации

Факультет психологии и педагогики

Курсовая работа

Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

Омск – 2006


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной адаптации подростков из социально неблагополучных семей

1.1 Понятие социальная адаптация

1.2 Возрастные особенности подростков

1.3 Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по выявлению дезадаптированных подростков из неблагополучных семей

2.1 Диагностика уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

2.2 Рекомендации по социально-педагогической коррекции поведения подростка в семье

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

Современная экономическая ситуация в России, создавая предпосылки для позитивных перемен в обществе, повлекла за собой ряд новых, в том числе и социальных проблем. Смена идеологии и системы ценностей, удорожание жизни, нестабильность правовых и моральных критериев, локальные военные и межэтнические конфликты ведут к безработице, миграции беженцев, криминализация общества и пр. Происходят существенные сдвиги в демографической ситуации в стране.

В результате в укладе жизни людей происходят изменения, влияющие, прежде всего, на социальное здоровье населения. Они провоцируют социальную дезадаптацию людей, повышение уровня эмоциональной напряженности и агрессивности, изменение системы взаимоотношений и взаимодействия на основе новых ценностных ориентиров.

Происходящие в обществе процессы особенно болезненно сказываются на подрастающем поколении. Сегодня вызывает опасения уровень здоровья детей и рост проявлений социальной дезадаптации. Постоянно увеличивается количество детей, лишенных родительского попечения, растет число детей, вовлеченных в преступную деятельность, увеличивается детская проституция, наркомания, алкоголизм. Многие дети оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде. Особую тревогу вызывает увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей, детей со школьной и социальной дезадаптацией, высокая преступность несовершеннолетних.

Адаптация в своем психологическом аспекте предполагает приспособление человека как личности к существованию в конкретном обществе в соответствии с его требованиями и собственными потребностями, мотивами и интересами.

Проблема адаптации детей из социально неблагополучных семей к обществу является одной из самых важных, поскольку именно от благополучности протекания адаптации во многом зависит успешность дальнейшего становления личности ребенка. Социальный педагог, зная условиями воспитания детей в социально неблагополучных семьях, факторы и причины их отклоняющегося поведения, и учитывая их, может помочь ребенку в успешном решении его проблем.

Объектом исследования является социальная адаптация.

Предметом исследования – работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей.

Целью работы : выявить дезадаптированных подростков из неблагополучных семей.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме социального неблагополучия детей и их семей.

2. Провести диагностику уровня социальной адаптации, выявить причины дезадаптированности подростков.

3. Составить рекомендации для родителей с целью организации эффективного взаимодействия и коррекции их воспитательных воздействий на дезадаптированного подростка.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования : изучение и анализ психолого-педагогической литературы, беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение педагогического опыта, обобщение.


ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной адаптации детей из неблагополучных семей

1.1 Понятие социальной адаптации

Человек – существо социальное. Так как он постоянно взаимодействует с социумом, то можно сказать, что в течение всей его жизни идет непрерывный процесс социализации.

В самом общем определении социализация есть процесс и результат социального формирования детей и молодежи, включения их в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью, развивается его способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, приобретаются необходимые для этого знания и умения.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 239
Бесплатно скачать Курсовая работа: Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей