Курсовая работа: Рабство в римской Галлии

Н.Н. Белова

Вопрос о рабстве в римской Галлии до сих пор не был предметом специальных исследований в советской историографии, и хотя он затрагивался в работах некоторых ученых, прежде всего – Е.М. Штаерман, но изучался главным образом в связи с более общими проблемами1 .

В зарубежной науке этот вопрос обсуждался в общих работах по истории Галлии и вызвал существенные расхождения во взглядах: одни полагают, что рабство в Галлии не отличалось от римско-италийского2 , другие, напротив, принижают erо уровень3 . К тому же для тех и других характерен слишком общий подход к предмету, тогда как разные области Галлии, различавшиеся между собой во времена Цезаря "языком, установлениями и законами" (Caes., В.G., I,1), сохраняли известные особенности и в период Империи: наряду с сильно романизованными civitates были и такие, где сохранились следы общин4 . Недостаточное внимание в общих трудах по истории римской Галлии уделялось и вопросу о месте рабов в производстве материальных благ.

С новыми веяниями во французской историографии связаны специальные работы А. Добиньи и Ф. Фавори о рабстве в двух галльских провинциях, Нарбонской и Лугдунскои5 . Авторы дали тщательную классификацию надписей, касающихся рабов и отпущенников, по их профессиям, этническому составу, районам и времени распространения. Сделана попытка выявить соотношение городских и сельских рабов и отпущенников, эволюцию рабства в течение первых трех веков римской Империи, взаимосвязь между развитием рабства и экономики. Составлены таблицы статистических данных, карты, отражающие эти данные по двум названным провинциям и отдельным населенным пунктам внутри них. Особенно подробно рассмотрены данные о рабах и отпущенниках в административном аппарате. Заслуживает быть отмеченным исключительно осторожное отношение к материалу источников и к формулировкам выводов. Однако авторы, придавая слишком большое значение количественным показателям (убедительность которых, как это ясно им самим, относительна), высказывают сомнение в том, что рабство играло решающую роль в экономической эволюции6 .

Источники, отражающие состояние рабства в Галлии, действительно трудны для исследования и обусловливают в ряде случаев предположительный характер выводов. Почти отсутствуют нарративные свидетельства и юридические документы, относящиеся специально к Галлии I–III вв. Основные сведения приходится черпать из надписей, главным образом эпитафий, посвящений, марок на ремесленных изделиях. Как правило, они очень лаконичны или сильно фрагментированы, часто не поддаются более точной (в пределах I–III вв.) датировке, крайне неравномерно их географическое распределение. Редко надписи имеют в виду рядовых рабов, чаще всего в них упоминаются более или менее привилегированные: управляющие имениями, домородные рабы, не говоря уже о рабах императорских. Еще большей осторожности, чем надписи, требуют археологические источники: барельефы надгробий, руины мастерских, хозяйственный инвентарь, постройки сельских вилл и т.п.7

Самый общий обзор надписей, упоминающих рабов и отпущенников, позволяет составить некоторое представление о степени распространения рабства по отдельным Провинциям Галлии, ее civitates и городам. Больше всего таких надписей в Нарбонской Галлии, особенно в городах Нарбоне и Немавзе, затем в Арелате, общине воконтиев, Вьенне у аллоброгов, значительно меньше в Аквах Секстиевых, Апте, Генаве, Бэтеррах, Кулароне, Глануме. Наконец, единичные упоминания о рабах и отпущенниках имеются в надписях из Валенсии, Авенниона, Толозы. В Лугдунской Галлии рабы и отпущенники наиболее многочисленны в римской колонии Лугдуне, а также в Августодуне, Агединке. Единичные упоминания о рабах и отпущенниках можно найти в надписях из общин: карнутов, авлерков-ценоманов, туронов, андекавов, намнетов и некоторых других. В Аквитании больше всего надписей, упоминающих рабов и отпущенников, встречается в Бурдигале, Медиолане сантонов, у конвенов, значительно меньше у авсков, битуригов, единичные упоминания – в некоторых других civitates. В Белгике – преимущественно у медиоматриков, треверов. В других местах рабы и отпущенники засвидетельствованы источниками очень слабо. В прирейнских областях Галлии – главным образом у лингонов и гельветов.

Представление о численности рабов и масштабах рабовладения частных лиц получаем в известной мере из надписей, упоминающих familiae8 или представляющих собой посвящения от имени сотоварищей по рабству – conservi9 , соотпущенников – conliberti10 ; а также из тех, в которых речь идет одновременно о нескольких рабах или отпущенниках, принадлежавших одному и тому же господину, или семейных погребениях отпущенников. Эпиграфические свидетельства дополняются открытиями колумбариев при раскопках галло-римских имений11 .

Таким образом, уже по количественному распределению надписей (даже учитывая неизбежный элемент случайности) мы можем выделить области с наиболее развитыми рабовладельческими отношениями. Это – города Нарбонской Галлии; Лугдун, Августодун и Агединк – в Кельтике (Лугдунская провинция); общины конвенов – в Аквитании; треверов, медиоматриков – в Белгике; лингонов – в прирейнской области. В этих же районах наблюдается наибольшее распространение вилл средних размеров, организованных по римско-италийскому образцу12 .

В пределах установленных таким образом зон распространения рабства попытаемся теперь определить роль рабского труда в различных отраслях производства, а также участие рабов в других сферах жизни галло-римского общества.

* * *

Лишь немногие надписи с упоминанием рабов и отпущенников прямо свидетельствуют об их профессии и положении. К тому же, как отмечалось, они чрезвычайно редко имеют в виду рядовых рабов или отпущенников-тружеников. Это затрудняет исследование вопроса о месте рабов в производстве.

Обратимся прежде всего к тем свидетельствам наших источников, которые позволяют судить о применении рабского труда в сельском хозяйстве, так как в условиях рабовладельческого способа производства сельские труженики составляли основную массу производителей материальных благ. В ряде надписей упоминаются в качестве управляющих частными имениями рабы-вилики и акторы13 . Одна из них, из окрестностей Лугдуна, упоминает раба Примитива, "актора этих владений" (actor praediorum horum – CIL, XIII, 2243 = ИЛН, № 84), надпись из общины амбаров – раба Валентина, управляющего имением: "...actor fundi Ammatiaci b(onorum) F(l)avi Stratonis... Sacrobena coniux et Valerius fili(us)" (CIL, XII, 3533). Здесь обращает на себя внимание тот факт, что фундус Амматиак представляет собой только часть владений Флавия Стратона. Такая практика дробления владений, типичная для рабовладельческого хозяйства, обеспечивала эффективный надзор за работниками. В области сенонов, в Лугдунской же Галлии, на фронтоне надгробия изображен владелец виллы, на одной из боковых его сторон – человек с табличками в руках (видимо, управляющий – актор или вилик), на другой – земледелец-жнец с серпом в правой руке (Esperandieu, IV, 2793). В Аквитании в области конвенов обнаружено посвящению Юпитеру, поставленное рабом Сабинианом, актором крупного землевладельца Павлиниана: "ЮМ Sabinianus ser(vus) actor Pauliniani nostri v. s. l. m." (CIL, XIII, 66)14 . Из области медиоматриков дошла надпись с упоминанием вилика Цельса, имевшего свою отпущенницу (CIL, XIII, 4352: ...Ceisi vilici liberta...). Видимо, он и сам был отпущенником. В надписи из Нарбонской Галлии упоминается actor huius loci (CIL, ХП, 2250).

Об использовании рабского труда в сельском хозяйстве можно судить в какой-то степени и по надписям с упоминанием рабов и отпущенников, происходящим из сельских местностей. Сравнительно много их в общине конвенов в Аквитании15 . Если учесть засвидетельствованное (как показано выше) эпиграфическими данными наличие в этой же общине рабовладельческого имения, управлявшегося актором, то сравнительно частое упоминание рабов для сельской местности конвенов не покажется случайным: видимо, здесь рабовладельческая форма эксплуатации получила наиболее широкое развитие. Подобные надписи встречаются в Лугдунской и Нарбонской16 Галлиях. Одна из них, найденная между Нарбоном и границами Испании, посвящена отпущеннице Рустикании (CIL, XII, 5363). На связь с сельскими занятиями может указывать имя отпущенницы (бывшая рабская кличка, происходящая от слова rustica – крестьянка)17 . Земледельцем или пастухом был, видимо, раб из общины аллоброгов, во исполнение обета поставивший посвящение богу Сильвану (CIL, XII, 1834), почитавшемуся как покровитель леса, скота и земледелия, особенно, среди рабов и простых сельских тружеников. О рабе-пастухе, по всей видимости, речь идет в надписи из окрестностей Новиомага Неметов (совр. Шпейер) – надгробии десятилетнего Перегрина, раба Гая Юлия Нигеллиона (там же, XIII, 6109). Надпись сопровождается изображением мальчика с посохом в руках и стоящей рядом с ним собаки.

Важное значение имеют свидетельства о вольноотпущенниках в сельских местностях18 . Помимо надписей с упоминанием отпущенников, по крайней мере часть которых была, возможно, бывшими сельскими рабами, в этой связи следует учесть и данные топонимики. Так, название некоторых сел в Белгике – Либертиакум – возводят к слову libertus, откуда заключают, что они были некогда заселены вольноотпущенниками19 . Очевидно, в соответствующих районах Белгики имелись хозяйства, основанные на рабском труде. Поселение отпущенников на сельской территории было следствием предварительного наделения их земельными участками и превращения, таким образом, в колонов.

Эксплуатацию рабского труда в сельском хозяйстве позволяют предполагать и археологические данные, среди которых особое значение имеют руины сельских вилл, во многих случаях аналогичных римско-италийским. Эти виллы свидетельствуют о романизации и в известной степени отражают развитие рабовладельческих отношений в соответствующих областях Галлии. Выше отмечалось приблизительное совпадение зон распространения вилл средних размеров (наиболее рентабельных для рабовладельческого хозяйства) и мест, где были найдены надписи, свидетельствующие о рабах и отпущенниках. Для нас интересны и сами археологические памятники. Укажем на некоторые из них. Среди руин виллы Гири-Гаданкур в местности, известной под названием Terres Noires в Лугдунской Галлии (д. Сена и Уаза), были найдены кандалы рабов20 . В общине медиоматриков в Белгике, на территории усадьбы Сорбейской виллы (villa de Sorbey) при раскопках был обнаружен железный ошейник, прикрепленный цепью к огромному камню, и притом как раз там, где должны были находиться жилые комнаты для работников виллы. Это обстоятельство дает основание предполагать наличие эргастула в вилле21 .

В некоторых случаях характер хозяйственных построек сельских вилл или скопление в них большого количества рабочего инвентаря свидетельствуют о применении рабского труда. Так, например, в общине паризиев в Лугдунской Галлии среди руин упомянутой виллы Гири-Гаданкур обнаружена небольшая постройка, предназначенная для хранения производственного инвентаря, и помещение для работников виллы22 . Следовательно, последние не имели своих орудий труда, и можно думать, что это были рабы. С предполагаемым рабовладельческим характером виллы согласуются ее размеры (средние – одно из важнейших условий рентабельности рабовладельческого хозяйства), расположение у торгового пути, а также время ее процветания (I–II вв.)23 . Такое же заключение напрашивается относительно средней величины виллы де Ла Таск (д. Жер) в Южной Аквитании, где обнаружен многочисленный сельскохозяйственный инвентарь24 .

Использовался рабский труд в крупной Шираганской вилле (villa de Chiragan) в Аквитании25 . На это могут указывать следующие обстоятельства: во-первых, жилые постройки для работников виллы были размещены на территории самой усадьбы, где находились другие строения хозяйственного назначения, во-вторых, жилища для работникой по размерам приблизительно соответствовали жилищам рабов в италийских виллах26 ; в-третьих, в вилле обнаружен колумбарий. Наконец, заключение о рабском состоянии части работников этой виллы согласуется с ее расположением в одном из самых романизированных районов Южной Галлии.

Использование рабского труда можно предполагать в одной из вилл у медиоматриков в Белгике, располагавшейся близ современной деревни Мюнгерсдорф27 . Общий комплекс ее хозяйственных построек создает впечатление, что перед нами имение, в котором, помимо земледелия, немалое место занимало скотоводство и птицеводство. Кроме того, имение было связано с рынком, о чем говорит наличие на территории усадьбы довольно обширного (7,35х4 м) погреба, где в большом количестве могли храниться продукты, и близость виллы к крупному городу – Колонии Агриппине. Уход за лошадьми, крупным и мелким рогатым скотом, свиньями и домашней птицей предполагал наличие постоянного состава работников, обычно рабов. Рабы могли быть использованы и в земледелии. Отсутствие на территории имения хижин колонов или зависимой от виллы деревни дает основание считать, что работниками, занятыми в ее хозяйстве, были, по крайней мере частично, рабы, а также наемные лица, использовавшиеся на сезонных полевых работах. Руины виллы в Анте (Anthee) близ Намюра (в Белгике), время возникновения и процветания которой относится к I–II вв., также свидетельствуют о наличии в ней, наряду с другими хозяйственными постройками, жилых помещений для работников и специального строения для хранения рабочего инвентаря28 . По аналогии с другими приведенными примерами можно полагать, что обслуживающие виллу работники частью, во всяком случае, были рабами, а частью наемными людьми.

Археологические и эпиграфические данные позволяют говорить о сочетании в некоторых хозяйствах рабского труда и различных форм зависимости.

Раскопки в северо-восточных и центральных районах Галлии свидетельствуют о многочисленных крестьянских поселениях вокруг вилл – на территории их владений или по соседству с ними29 . При раскопках в Villemanoche (д. Ионна) вблизи от галло-римской виллы была обнаружена деревня, восходящая к глубокой кельтской древности30 . На месте совр. деревни Дунтценхейм (д. Нижний Рейн), в 22 км от Страсбурга, открыты две виллы, относящиеся к I–II вв. На территории их владений располагались села, восходящие еще к латенскому периоду31 . Если в первом случае о зависимости крестьян, соседей владельца виллы, можно только догадываться, то во втором – зависимость села от владельца вилл очевидна. Виллы были основаны позднее кельтских деревень и походили на римские – можно предполагать, что их владельцами были лица не старинного кельтского происхождения, а выходцы из Италии, которые, с одной стороны, принесли с собой римско-италийские традиции хозяйства, с другой – восприняли местные формы эксплуатации крестьянского населения. Ранний период существования вилл и кельтский характер села дают основание видеть в зависимых от владельцев вилл крестьянах скорее клиентов, чем колонов.

При раскопках виллы Бюфосс-а-Верней (д. Уаза) была также установлена связь виллы с рядом мелких хозяйств, примыкавших к ее владениям. В основе самой виллы, просуществовавшей до последней трети III в., лежали старые кельтские постройки латенского периода32 . Таким образом, владельцы этой виллы, представители кельтской аристократии, еще с древнейших времен эксплуатировали своих соседей – мелких землевладельцев. В то же время среди руин этой виллы, на территории ее усадьбы, был обнаружен домик вилика и жилые помещения для работников. Исследуемая вилла представляет собой пример того, как рабовладельческие формы хозяйства постепенно внедрялись в имения местных владельцев и сосуществовали с прежними формами эксплуатации, характерными для эпохи независимости.

В Руленской вилле (villa de Rouhling) в общине медиоматриков (д. Мозель) засвидетельствованы следы жилых помещений для рабов, кельтские жилища по соседству с виллой и многочисленные захоронения галло-римского времени. Эта вилла была, таким образом, хозяйственным центром окрестного населения, которое зависело от нее. С таким предположением согласуется время расцвета виллы, которое приходится на конец III в.33 , когда постоянные варварские нашествия делали крестьянское население беззащитным и вынуждали его искать опору у сильных соседей. Подобная картина наблюдалась в Монмаренской вилле (Montmarin), располагавшейся в долине Савы, в припиренейской области (д. Верхняя Гаронна), и по своим размерам, роскоши и хозяйственному значению подобной Шираганской вилле. Время существования ее относится ко II–IV вв.34 Об использования в хозяйстве виллы рабского труда говорит прежде всего расположение на территории ее усадьбы жилых помещений для работников. Но одновременно здесь были обнаружены многочисленные руины небольших жилищ, принадлежавших, по всей вероятности, зависимым от виллы держателям, а по соседству с виллой были открыты небольшие хозяйства с кельтского типа жилищами35 , находившиеся, как полагают, вне ее хозяйственной зоны (следовательно, их владельцы не были колонами), однако можно предполагать известную связь между ними и виллой. Здесь следует учесть тенденцию Монмаренской виллы к постоянному расширению границ своих владений. Об этом свидетельствует, например, судьба второй виллы, средних размеров, открытой в той же долине Савы и известной под именем Ла-Виль-Руж. Высказывалось предположение, что в конце концов Монмаренская вилла поглотила ее, включив в свои владения всю территорию долины Савы.

Известное значение в сохранении клиентской зависимости имели соседство и патронат местных землевладельцев. Представители местной аристократии (кельтского происхождения, о чем свидетельствуют их имена) пользовались в civitates наследственной властью и особым влиянием. Вместе с политической властью они унаследовали кое-где от кельтской эпохи и старый метод эксплуатации зависимого от них сельского населения, продолжая видеть в нем прежних клиентов. К сожалению, исследуемые нами археологические и эпиграфические данные не позволяют объяснить, к чему именно сводились условия клиентской зависимости36 .

Наши источники свидетельствуют, наконец, о селах, которые находились в колонатных отношениях с землевладельцами. Так, например, надпись III в., найденная близ Пахтен у треверов, в Белгике, представляет собой посвящение Меркурию, поставленное сельчанами – колонами. При этом они выступают всем селом, действуя через некоего Гиамилла, полномочия которого обозначены кельтским термином: "Deo Mercurio coloni Crutienses fe(ce)runt de suo per dann(i)um Giamillum" (CIL, XIII, 4228). Аналогична этой надпись из Калхаузена, обнаруженная на побережье Сарры в Sarreguemines, – посвящение Юноне от колонов апериенских: "Deae I[u]non[i] coloni Aperienses ex iussu"37 .

О колонатных отношениях свидетельствуют следы домиков держателей на территории имений, а также барельефы надгробий с изображениями колонов, вносящих арендные платежи38 . В Белгике и Аквитании колонатные отношения связаны с крупными виллами и засвидетельствованы источниками для III– IV вв. Так, упоминавшаяся выше вилла Шираган в Аквитании из хозяйства сравнительно скромных размеров, каким она была в I–II вв., превращается в III–IV вв. в роскошную виллу с земельными владениями в 7–8 тыс. га. На их территории раскопками обнаружены датируемые тем же периодом зависимые от виллы села и руины более мелких вилл, которые были хозяйственными центрами ее отдельных частей и сдавались, видимо, в аренду кондукторам и колонам39 .

Итак, рассмотренные нами данные эпиграфики и археологии позволяют говорить о применении рабского труда в сельском хозяйстве в романизированных областях, главным образом Нарбонской Галлии; у конвенов – в Аквитании; амбарров, сенонов, Лугдуне – в Лугдунской провинции; медиоматриков, треверов, ремов, лингонов – в Белгике и прирейнской Галлии. Одновременно те же источники свидетельствуют о таких формах зависимости, как клиентела и колонат. По всей вероятности, использовался и труд наемных работников. Колонатные отношения характерны для крупных хозяйств и относятся к более позднему времени (III–IV вв.).

* * *

Большое место в экономике Галлии занимали ремесла. Поэтому исследование вопроса о социальном составе работников, занятых в ремесленном производстве, имеет существенное значение для характеристики галльского рабства.

Наиболее древним, развитым и распространенным было гончарное ремесло. Галльская керамика в I в. и особенно во II– III вв. была распространена во всей Римской империи. Хорошо известны ее ведущие центры, такие, как Монтан, Лезу, Грофесенк, Миттельброн40 . Вопрос о применении рабского труда в производстве керамических изделий решается исследователями по-разному. По мнению А. Гренье и Гумеруса, например, гончарами были исключительно свободные работники41 ; по Альбенку – свободные и рабы42 . Отказываются от определенного заключения о социальном составе гончаров Шене и Годрон43 ,

Помимо уже указанных источников, ценными свидетельствами могут служить марки, клейма и штампы гончаров, а также граффити – надписи, начертанные острием на гончарных изделиях до или после их обжига. Одним из признаков свободного состояния гончара часто считают кельтское или галло-римское происхождение его имени. Исследование штампов и марок самых различных мастерских показывает, что такие имена были у подавляющего большинства галльских гончаров. Но этому критерию нельзя придавать абсолютного значения. Более существенным признаком свободного состояния следует считать то, что в отличие от италийских гончаров-рабов, чьи имена на штампах сопровождались именами их господ в родительном падеже (например: Atei X., т.е. Ксанф, раб Атея), галльские гончары расписывались одним только собственным именем, стоящим чаще всего в именительном падеже44 . Оба отмеченных момента отражают свободное состояние, во всяком случае, большинства галльских гончаров, занятых производством terra sigillata (именно эти изделия в первую очередь имели эпиграфические штампы). Свободное состояние гончаров Галлии подтверждается и некоторыми другими фактами. Например, установлено, что они свободно переходили из одной мастерской в другую, могли работать одновременно в разных мастерских45 . Наконец, следует отметить кельтские традиции в гончарном ремесле, проявлявшиеся на протяжении всей галло-римской истории, особенно в декоративных сюжетах и технике орнамента керамических изделий. Кельтские традиции сказались и в объединениях свободных гончаров в форме производственных коопераций, возглавляемых одним из них, наиболее опытным и квалифицированным в гончарном искусстве46 . Сама мастерская обозначается иногда в марках и клеймах кельтским словом avotis вместо латинского officina47 , вместо fecit стоит avot48 .

Все сказанное позволяет сделать заключение о свободном статусе галльских гончаров. И этот вывод относится прежде всего к Великой Галлии.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 147
Бесплатно скачать Курсовая работа: Рабство в римской Галлии