Курсовая работа: Раскрытие и разработка методических и практических рекомендаций по совершенствованию потребительского рынка туристических товаров и услуг
Введение
1. Особенности поведения потребителей туристских услуг
2. Определение и основные функции туристских компаний
3. Туристская услуга как товар
4. Анализ жалоб потребителей в туризме
5. Права и интересы потребителей в туризме: разрешение конфликтов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Практическое становление рыночных, конкурентных отношений в экономике Российской Федерации на протяжении ряда лет порождает серьезные проблемы, связанные с внутренними противоречиями самой конкуренции. Дело в том, что свободная конкуренция, ведущая к отбору наиболее эффективных предприятий, их укреплению и росту, а также к разорению тех, кто отстает от прогресса производства, на определенном этапе сама приводит к появлению монополии. При этом, преуспевающий бизнес агрессивен и не желает мириться с приспособлением своей деятельности к требованиям внешней среды. Основной расчет при формировании стратегии монополий строится как раз на противоположном принципе: навязать обществу потребности, которые максимально отвечают ее интересам.
Диктату производителей и поставщиков потребительских товаров и услуг, в том числе тенденциям к монопольному завышению цен, снижению качества, недобросовестной рекламе, обману покупателей, может противостоять общественное потребительское движение, которое пока не приобрело характер массового и находится в зачаточном состоянии. Сегодня в целом можно утверждать, что концептуальные предпосылки и методический аппарат изучения экономических, организационных и управленческих основ взаимодействия общественных организаций потребителей с местными органами управления, объединениями производителей и предпринимателей недостаточно проработаны и надежны для выработки действительно обоснованных научных рекомендаций о путях практического решения указанных проблем.
Это потребовало углубленного исследования существующих и выработки новых подходов к организации защиты прав потребителей, особенно потребителей туристских услуг.
Степень разработанности темы.
В обобщении полученных результатов автор опирался на работы отечественных (A.M. Бабич, П.И. Бурак, В.В. Битунов, Е.В. Егоров, О.В. Елфимова, Е.Н. Жильцов, О.Н. Зименкова, Г. Никеров, В.Г. Ростанец, Л.Б. Сульповар, B.C. Сенин, И.В. Стародубовская, Н.А. Платонова, Р.Ю. Попова, В.Г. Петрасюк, Ю. Рубин, А.Е. Шерстобитов, Н.М. Чечеткина, А. Юданов, Л.И. Якобсон, К. Б. Ярошенко, О.Е. Ясин, В.Е. Ясин, В. Цапелик и др.) и зарубежных (Бургуани Тьери, Пасечны Л., Свялосп Ю., Тардош М, Норандьер, Р. Норберт и др.) ученых и практиков в области общей экономической теории, экономики сферы услуг, правовых вопросов защиты прав потребителей, теории конкуренции, технологии организации товаров и сертификации услуг.
Вместе с тем, несмотря на столь представительный список авторов, на сегодняшний день не достаточно полно рассмотрены аспекты, касающиеся совокупности экономических организационных и правовых отношений, возникающих в ходе антимонопольного регулирования развития потребительского рынка товаров и услуг на региональном и местном уровнях.
Целью работы является раскрытие и разработка методических и практических рекомендаций по совершенствованию потребительского рынка товаров и услуг в регионе в интересах зашиты прав потребителей.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) выявить общие проблемы и особенности современного развития потребительского рынка товаров и услуг;
2) рассмотреть формы и методы реализации государственной политики в области защиты прав потребителей;
3) определить этапы становления конкурентного законодательства в РФ;
4) предложить рекомендации по совершенствованию взаимодействия городских органов управления с общественными организациями потребителей, объединениями производителей и предпринимателей;
В качестве объекта исследования выступают государственные органы управления и регулирования, общественные организации потребителей, объединения производителей и предпринимателей, отдельные предприятия и организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах.
Предметом исследования является совокупность экономических организационных и правовых отношений, возникающих в ходе развития потребительского рынка товаров и услуг в России на федеральном, региональном и местном уровнях. Теоретической и методической базой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики сферы услуг, современных экономических, организационных и социальных проблем управления и регулирования потребительского рынка, различных аспектов защиты прав потребителей. При подготовке работы автором проанализированы законодательные и нормативные документы, лежащие в основе государственной конкурентной политики России (о защите прав потребителей, законодательство о рекламе, поддержке новых экономических структур, о естественных монополиях, ограничении монополистической деятельности на финансовых рынках и др.), статистические материалы, характеризующие антимонопольную деятельность субъектов Российской Федерации, В работе применялись методы экономического и статистического анализа, количественного и качественного изучения, а также принципы системности и развития.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные научные, методические и практические положения курсовой работы могут быть положены в основу выработки системы мер по регулированию региональными органами управления потребительским рынком товаров и услуг в современных условиях.
1. Особенности поведения потребителей туристских услуг
Отношения к отдыху изменялись постепенно из столетия в столетие. Так, рабочая неделя существенно сократилась. В 50-е годы XIX в. средняя продолжительность рабочей недели составляла 70 ч. Она была длиннее даже для тех, кто был занят в сельском хозяйстве. К 1920 г. рабочая неделя сократилась до 50 ч. Эта тенденция может быть частично объяснена сократившимся числом занятых в сельском хозяйстве.
Продолжительность среднего рабочего дня также уменьшилась от 12 до 8 ч в день. Число рабочих дней сократилось с 7 до 5. Общественная психология потребителей постоянно претерпевает существенные изменения. В 50-70-х годах, когда экономика была готова больше производить, а потребитель больше потреблять, труд воспринимался как основная составляющая существования человека, а отдых - как средство восстановления сил для дальнейшего труда. Сейчас люди рассматривают право на отдых как наиболее значимую сторону жизни. Жизнь должна доставлять удовольствие, отдых - это возможность для самореализации личности, а работа - это необходимое средство поддержания соответственного уровня жизни
Новый потребитель стремится, как и прежде, больше потреблять, но теперь - по мере удовлетворения первостепенных потребностей. Он больше ориентируется на впечатления, познание, наслаждение, самовыражение и в меньшей степени - на материальные ценности. На российском рынке сформировался новый тип потребителя, которого отличают следующие психолого-поведенческие особенности:
1. высокий уровень информированности
2. высокая требовательность к комфорту и качеству услуг
3. индивидуализм
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--