Курсовая работа: Разграничение предметов ведения и полномочий как один из принципов федеративного устройства России
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Развитие конституционного права в сфере разграничения предметов ведения в РФ
1.1 Разграничение полномочий РФ и ее субъектов как важнейший принцип федеративного устройства
1.2 Конституционно-правовой механизм разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ
2. Конституционные правоотношения РФ и ее субъектов
2.1 Некоторые аспекты федеративной ответственности субъектов РФ в современных условиях российского федерализма
2.2 Об исключительных предметах ведения субъектов РФ
2.3 Проблемы конституционного нормотворчества субъектов РФ
2.4 Проблемы определения предметов ведения субъектов России
2.5 Федеральное вмешательство в РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность вопросов, связанных с правовым статусом субъектов Российской Федерации и прежде всего с разграничением предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов отмечают все исследователи данной проблемы. Более того, ученые справедливо подчеркивают не только теоретическую неразработанность многих сторон организации и деятельности органов государственной власти субъектов Федерации, но и несовершенную правовую основу для решения этих вопросов. В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию неоднократно указывалось на необходимость совершенствования механизма взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
Несмотря на общее признание актуальности данной проблемы, нет специальных исследований в этой области. Позиции авторов сходятся по таким вопросам, которые не являются в действительности спорными: о конституционной норме, закрепляющей равенство субъектов Российской Федерации, о необходимости дальнейшего совершенствования федеративных отношений, о целесообразности приведения в соответствие с конституционными нормами реальной практики договорных отношений органов государственной власти Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Федерации. Следует отметить общее неприятие практики уступок отдельным республикам – субъектам Федерации при подписании таких договоров.
Очевидно, что необходим поиск реальных правовых и политических механизмов, отражающих объективную потребность общественного развития и способность всех структур власти запустить отработанную модель. В исследовании этой темы большое значение имеет анализ норм Конституции, федеральных законов, договоров о разграничении предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также конституций (уставов) субъектов Федерации и субъектного законодательства.
Проблема разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов возникла в связи с приобретением субъектами Федерации реального статуса государственных образований. Однако она не нашла пока достаточно глубокого освещения в специальной литературе. Различные аспекты проблемы рассматривались, в частности, С.А. Авакьяном, С.С. Алексеевым, Г.В. Атаманчуком, И.Л. Бачило, Н.В. Витруком, Ю.А. Денисовым, Р.В. Енгибаряном, В.П. Казимирчуком, Н.М. Казанцевым, В.Н. Кудрявцевым, О.Е. Кутафиным, Г.В. Мальцевым, Н.А. Михалевой, В.А. Прокошиным, Л.И. Спиридоновым, Ю.А. Тихомировым, В.Е. Чиркиным, Б.С. Эбзеевым и другими современными российскими учеными-юристами в области общей теории права и государства, конституционного права, теории государственного управления.
Цель курсовой работы – анализ теоретических и практических аспектов правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий в свете принципов федерализма в РФ.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
- исследовать основные направления развития конституционного права в сфере разграничения предметов ведения в РФ;
- охарактеризовать конституционно-правовой механизм разграничения полномочий между РФ и ее субъектами;
- проанализировать различные аспекты конституционных правоотношений РФ и ее субъектов
Объектом исследования являются правовые и организационные принципы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Предмет исследования составляют общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования механизмов разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.
Теоретической основой курсовой работы стали труды ученых-правоведов в области общей теории права, государственного права, теории государственного управления, муниципального права.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Конституционного Суда РФ и Правительства РФ, конституции республик, уставы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, а также договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
1. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В СФЕРЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ В РФ
1.1 Разграничение полномочий РФ и ее субъектов как важнейший принцип федеративного устройства
Понятие «предметы ведения» используется Конституцией РФ в двух значениях.
Первое и основное значение связано с обозначением с помощью данной категории вопросов ведения Российской Федерации и ее субъектов. Их перечень закреплен в главе 3 Конституции РФ – «Федеративное устройство», причем ст.71 и 72 посвящены исключительно данной задаче. В настоящее время в юридической науке предметы ведения анализируются именно в этом аспекте.
Вместе с тем, категория «предметы ведения» рассматривается и в другом аспекте. Он связан с обозначением их как составной части понятия «компетенция» органа государственной власти
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--