Курсовая работа: Разработка предложений по улучшению организации обеспечения населения услугами связи на примере Уфимского района РБ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях рыночных отношений в повышении эффективности общественного производства и решении социальных задач существенно возрастает роль связи как транспортной системы для передачи информации. Телекоммуникации обеспечивают управление общественными и производственными процессами, расширяют возможности общения, обучения и информированности, позволяют экономить затраты. Этот эффект оказывает влияние на все сферы производственной, общественной и личной жизни. Поэтому чрезвычайно важным является повышение эффективности деятельности предприятий связи России и, как следствие, повышение эффективности предоставляемых ими услуг.
Цель работы состоит в обосновании научных основ формирования услуг связи и разработке предложений по улучшению организации обеспечения района услугами связи.
Задачи работы: выявить значение сферы услуг связи для населения; рассмотреть сферу услуг связи в Уфимском районе РБ; проанализировать совершенствование организации обеспечения населения Уфимского района РБ услугами связи.
Объектом моего исследования является муниципальное образование – Уфимский район Республики Башкортостан.
Предметом моего исследования является сфера услуг связи населению.
В структуру работы входят 3 части. В первой части рассматривается теоретическая база организации обеспечения населения услугами связи: особенности развития сферы услуг связи в РФ; анализ современного состояния сферы услуг связи в РФ; перспективы развития сферы услуг связи в РФ. Во второй части дается общая характеристика муниципального образования – Уфимского района Республики Башкортостан: общая характеристика Уфимского района; сфера связи в Уфимском районе РБ. В третьей части, на основе проведенного анализа, представлены решения исследуемой проблемы: перспективы развития сферы услуг связи в Уфимском районе Республики Башкортостан; разработка предложений по улучшению организации обеспечения населения Уфимского района РБ услугами связи.
Эмпирическую базу исследования составляют научные издания, учебные пособия и монографии, специальные журналы («Технологии и средства связи», «Менеджмент в России и за Рубежом», «Маркетинг услуг»), Республиканская общественно-политическая газета «Республика Башкортостан», нормативно-правовые акты (Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Башкортостан, Федеральный закон РФ «О связи», Постановление Республики Башкортостан « О мерах по развитию средств связи в Уфимском районе Республики Башкортостан»), документы изучаемого объекта исследования (устав Уфимского района), электронные ресурсы.
Методологической базой исследования являются системно-структурный и системно-функциональный методы анализа.
Работа имеет большую теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость: выявлена специфика услуг связи, особенности развития этой сферы, рассмотрено современное состояние сферы услуг связи в РФ, проведен анализ обеспечения услугами связи населения.
Практическая значимость: проанализировано обеспечение услугами связи Уфимского района Республики Башкортостан, выявлены перспективы развития сферы услуг связи в Уфимском районе, разработаны предложения по улучшению организации обеспечения населения Уфимского района РБ.
Связь – наиболее динамичная отрасль современной России. Темпы роста отечественного рынка информационно-телекоммуникационных услуг в последние годы выше, чем во многих зарубежных странах. В настоящее время в нашей стране, по статистическим данным, насчитывается более 34 млн. чел., пользующихся услугами сотовой связи, что составляет – 70 процентов от числа абонентов обычных проводных телефонов. На начало 2008 г. количество постоянных пользователей сети Интернет составило 13,8 млн. чел., а по последним данным в 2010 г. достигает 25 млн. чел. Вместе с тем известно, что преобладающая часть абонентов, пользующихся современными видами связи, сосредоточены в крупных городах, а в почти 37 тыс. населенных пунктов вообще отсутствует телефонная связь.
В регионах страны в настоящее время функционируют как крупные предприятия связи, являющиеся базовыми, доминирующими, преуспевающими, так и другие – альтернативные операторы связи разных размеров, конкурирующие с первыми и между собой за привлечение потребителей: индивидуальных, групповых, корпоративных. Обостряющаяся конкуренция вызвала множество новых явлений, процессов, обстоятельств, связанных с обслуживанием потребителей. При этом до сих пор малоизученными остаются вопросы качественного предоставления услуг связи различным категориям пользователей и эффективной организации деятельности предприятий связи в нынешних условиях хозяйствования, в связи с чем тема исследования является весьма актуальной.
Исследования в области средств массовой коммуникации осуществлялись М. Вебером, Г. Лассуэлом, Г. Маркузе, П. Лазарсфельдом, Р. Мертоном, Г. Гернером, Б. Вестли, О. Хабермасом, А. Менегетти. Среди отечественных авторов следует выделить работы А.А. Леоньтьева, Л.С. Выготского, Б. А. Грушина, Б. М. Фирсова, Ю.А. Шерковина, И.Д. Фомичева, Б.М. Березина, М.М. Назарова и др. Исследование сети Интернет рассматривается в работах И.М. Чернова, А.Е. Войскунского, П.К. Залесского, Г.Л. Смолян, И.С. Мелюхина, З.Т. Голенковой и др.
1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ СВЯЗИ
1.1 Характеристика и особенности развития сферы услуг связи в РФ
Связь является одной из отраслей общественного производства. Функции связи состоят в оказании потребителям услуг по передаче различного рода сообщений: писем, телеграмм, телефонных разговоров, данных и других видов информации. Предоставляя услуги по сбору, обработке и передаче информации различным хозяйствующим субъектам и населению, связь обладает всеми характерными чертами материального производства (в отрасли связи создается потребительная стоимость и стоимость).
Потребительная стоимость - это полезный эффект процесса передачи сообщений, который потребляется в производственной и непроизводственной сферах, общественной и личной жизни людей.
Создаваемая в отрасли связи стоимость в части обслуживания производственной сферы включается в валовой внутренний продукт, а также в ту часть этого продукта, стоимость которого создается необходимым и прибавочным трудом и образует национальный доход.
Экономическим признаком связи как отрасли материального производства является также и то, что в создании услуг связи аналогично промышленности и другим отраслям производства участвуют средства труда, предметы труда и труд работников связи. Связь относится к сфере материального производства [20].
Вместе с тем экономической природе связи присущи специфические черты, вытекающие из ее отраслевых особенностей.
Первая особенность определяется спецификой создаваемого продукта, который не является новым вещественным продуктом, а представляет собой конечный полезный эффект процесса передачи информации, выступающий в форме услуги.
Вторая особенность связи характеризуется неотделимостью во времени процесса потребления услуг связи от процесса их производства.
Из этой особенности вытекают требования максимального приближения средств связи к потребителям, повышения плотности сети пунктов связи коллективного (отделений связи, переговорных пунктов) и индивидуального (абонентских пунктов) пользования.
Третья особенность отрасли связи состоит в том, что в производственном процессе информация как предмет труда должна подвергаться только пространственному перемещению.
В связи с этим особое значение имеют достоверность передачи информации, точность ее воспроизведения и обеспечение в процессе передачи всех качественных и количественных параметров, характеризующих ее потребительные свойства.
Четвертая особенность связи заключается в том, что процесс передачи информации всегда является двусторонним, т. е. происходит между отправителем и получателем информации.
Участие в производственном процессе связи нескольких операторов предъявляет единые требования к организации и правилам технической эксплуатации средств связи на территории всей страны, а также приводит к необходимости введения системы взаиморасчетов между организации связи за взаимно оказываемые услуги в целях обеспечения их хозрасчетных интересов в условиях рыночной экономики.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--