Курсовая работа: Развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Введение
Глава 1. Состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе
1.1 Мотивационно-потребностная сфера личности
1.2 Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольников
1.3 Мотивационная готовность к обучению в школе
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи, организация экспериментального исследования
2.2 Результаты экспериментального изучения мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Литература
Введение
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации [11].
Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятием мотива и мотивации.
Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют себя вести определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.
Термин “мотивация” представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. Это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив так же можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множества диспозиций.
Проблема готовности детей к школе – одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.
Готовность к школе рассматривается как выражение новообразований дошкольного возраста, которое обеспечивают, в дальнейшем адаптацию ребенка к условиям школьного обучения.
Мотивационная готовность – это есть зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности. Особое значение придается развитию познавательной мотивации и мотивации достижения, т.е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата [14].
Целью нашего исследования является изучение особенностей мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования– развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследованияявляется мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста характеризуется преобладанием внешней мотивации и недостаточной сформированностью внутренней позиции школьника.
Основными задачами исследования выступили следующие:
1. Теоретически обосновать проблему исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение мотивационной готовности к обучению в школедетей старшего дошкольного возраста и определить критерии оценки полученных результатов.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--