Курсовая работа: Развитие памяти младших школьников

Оглавление

Введение

Глава I

I.1. Память как высшая психическая функция человека……….6

I.1.1. Общее понятие о памяти: физиологическая основа, виды и типы…………………………………………………………………………7

I.1.2. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение……………………………………………………………9

I.1.3. Законы осмысленного запоминания………………………..10

I.2. Сензитивный период развития памяти……………………..18

I.2.1. Развитие произвольной памяти младших школьников…...20

I.2.2. Основные принципы хорошей работы памяти…………….24

I.2.3. Методы обучения продуктивному запоминанию в начальной школе………………………………………………………….27

Глава II Организация и проведение опытно-экспериментальной работы

II.1. Организация и этапы опытно-экспериментальной

работы……………………………………………………………………. 31

II.2. Методы и методики, использованные в работе

II.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Заключение…………………………………………………………33

Литература …………………………………………………………35

Приложение………………………………………………………...37

Введение

На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Труды и исследования многих ученых посвящены памяти человека – Сеченов М.И., Шифрин Р., Карнеги Д., Смирнов А.А., Рибот и многие другие. Но данные исследования мало востребованы и малоизвестны учителям, что и послужило выбором темы исследования.

Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.

Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствовании, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть нечто иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться, так как- то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить, оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре, и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.

Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. Диссонанс между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются не продуктивными.

Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века, так же вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека и необходимы для будущих молодых специалистов системы образования.

Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира.

Объект исследования: организация учебно-воспитательного процесса в работе по развитию памяти младших школьников.

Предмет исследования: обучение продуктивному запоминанию как средство развития памяти младших школьников.

Цель: показать, что обучение продуктивному запоминанию, является средством развития памяти младших школьников.

Гипотеза: обучение продуктивному запоминанию будет являться основой коррекционной работы по развитию памяти младших школьников.

Задачи исследования:

1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования;

2. Обосновать актуальность и социальную значимость проблемы развития памяти младших школьников;

3. Выявить типы памяти детей, оценить кратковременную зрительную и образную память, и на основе полученных результатов разработать комплекс занятий по развитию памяти и опробовать его на практике.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования :

· Теоретические (анализ, обобщение, классификация);

· Эмпирические (тестирование, анкетирование);

· Методы математической статистики.

База исследования:

Школа № 49;

Школа № 74.

Структура работы:

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 984
Бесплатно скачать Курсовая работа: Развитие памяти младших школьников