Курсовая работа: Развитие постпроизвольного внимания обучающихся в объединении "Трековые автомобильные гонки"
Научный руководитель: © Выполнил:
Пугачева Марина Александровна студент ОЗО группа 031
Доцент Халтурин Е.А.
Новосибирск
2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теоретическое обоснование развития постпроизвольного внимания у спортсменов в автоспорте
Психологические аспекты внимания и его видов
Качества внимания
"Моторный автоматизм" - одно из условий формирования постпроизвольного внимания
Влияние мотивации на формирование постпроизвольного внимания
Соотношение мотивации и эмоционального возбуждения
Психофизиологические особенности, влияющие на подготовку автоспортсменов
Программы психической подготовки автоспортсмена
Секундирование как управление состоянием автоспортсмена
Тренировка автоспортсменов по Мазеру
Упражнения для развития внимания и всех его качеств
Выводы
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст характеризуется снижением мотивации учения и возрастанием интереса к окружающему миру, лежащему за пределами школы, а также увлеченностью общением со сверстниками. Важно также, что центральное место имеет мотив самоутверждения. Это открывает возможности для воспитания школьников посредством занятий в учреждениях дополнительного образования.
Поддержка школьника, укрепление его самооценки, обучение его самоанализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов. Вместе с тем они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому велика вероятность таким подросткам стать основным контингентом всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании педагогов дополнительного образования. Именно в этом возрасте могут возникнуть интересы, которые будут иметь выход на профессиональную деятельность.
Для школьников старшего школьного возраста выбор занятий автомобильным спортом более осознанный. В процессе тренировок молодые люди начинают осваивать не только новый вид деятельности, но и познавать свои способности и особенности. Происходит корректировка выбора своего профессионального направления. За внешним интересом не каждый школьник может предъявить достаточно развитые способности. Только лица с сильной нервной системой способны оценить в сложной ситуации обстановку, сохранить самообладание, выдержку, выполнить необходимые действия. В результате занятий у одних учащихся профессиональные качества укрепляются, у других происходит изменение намерений.
Целью данной работы было изучение специальной литературы и имеющегося мирового опыта по развитию механизмов для оптимизации подготовки автоспортсменов, выступления их на соревнованиях. А также изучению факторов влияющих на активизацию психофизических способностей, в частности постпроизвольного внимания, начинающих и зрелых автоспортсменов.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОСТПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
Деятельность спортсменов – типичный пример так называемой оперативной деятельности. Ее содержание определяется процессом решения оперативных задач, сродни тем, которые имеются в некоторых профессиях (летчика, оператора установок энергосистем, железнодорожного диспетчера). В их число входит и спортсмен "гонщик – автомобилист". Спортивная деятельность протекает в экстремальных условиях, при жестком лимите времени, в нетрадиционной среде, т.е. в среде формируемой действиями самого спортсмена, его соперников и партнеров. Она требует наличия у спортсменов определенного комплекса психических качеств и в тоже время способствует развитию этих жизненно важных качеств и свойств.
Диагностика психических качеств, определяющих эффективность спортивной деятельности, показывает, что одни из них больше зависят от врожденных способностей индивида, а другие – от степени адаптации к условиям деятельности.
Если рассматривать взаимоотношения отдельных психических качеств в целостной структуре, то в зависимости от степени чувствительности к тренирующим воздействиям и от значимости для результата деятельности можно выделить:
1. Консервативные, квазистационные, сензитивные и элективные;
2. Значимые (референтные) и незначимые.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--